Ислам придаёт огромное значение чистоте. Перед тем как приступить к молитве верующий должен очистить своё намерение, своё тело и одежду. Состояние ритуальной чистоты необходимо для совершения молитвы.

Малое омовение — это омовение тела, которое является простым и доступным способом достичь состояния ритуальной чистоты, кроме тех случаев, когда требуется полное омовение — гусль.  

Перед малым омовением следует:

  • Справить нужду, если в этом есть необходимость. После посещения туалета нужно подмыться или подтереться. 
  • Желательно почистить зубы сиваком (или обычной зубной щеткой).
  • Сделать намерение, что это именно малое омовение, совершаемое для последующего совершения молитвы, а не просто гигиеническая процедура.

 

Прежде чем приступить к ритуальному омовению, желательно выразить намерение. Мысленно намерение можно выразить следующим образом:

«Я намереваюсь совершить малое омовение» – после чего произнести (про себя, если омовение совершается в туалете):

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

«БисмилЛяхи-р-Рахмани-р-Рахим»

Перевод: «С именем Аллаха, Всемилостивого, Милостивого!»

 

Омовение начинается с кистей рук. Сунной является – омыть каждую кисть не более трех раз. Начинать омовение следует с правой руки.

 

Следующее действие – полоскание рта и носа. Для этого необходимо набрать воду в правую руку и вобрать в себя воду ртом, затем носом, после чего выплюнуть воду изо рта и с помощью левой руки высморкаться. Совершить это следует трижды. 

 

Далее следует омыть лицо – от верхней части лба до края подбородка по вертикали и от мочки одного уха до мочки другого по горизонтали. Если борода густая, то достаточно промыть ее внешнюю часть в границах лица. Если борода редкая (такая, что при обычном взгляде на лицо видна кожа под бородой), то необходимо промывать как внешнюю, так и внутреннюю сторону бороды в границах лица, а также кожу под ней.

 

Далее следует мытье рук до локтей. Руки нужно мыть трижды, начиная с правой руки и омывать от кончиков пальцев по локти включительно. 

 

Вслед за омовением рук, нужно еще мокрыми руками, один раз протереть голову от лба к затылку.

 

Желательно также протереть шею и уши. В целях экономии воды все три действия можно совершить следующим образом: влажными ладонями протирается голова от начала лба по направлению к шее, указательные и большие пальцы при этом не соприкасаются с головой; по завершении протирания головы указательными и большими пальцами протираются уши, после чего внешней стороной кистей протирается задняя часть шеи*.

 

И, наконец, следует омыть ступни трижды, включая щиколотки и промежутки между пальцами, начав с правой ноги. 

 

По завершении малого омовения (вуду) желательно произнести следующею мольбу (дуа):

أَشْهَدُ أَنْ لا إِلَهَ إِلا اللَّهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ 

الَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ التَوَّابِينَ وَ اجْعَلْنِي مِنَ الْمُتَطَهِّرِينَ

«Ашхаду алля иляха илляЛлах. Ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расулюх. Аллахумма-дж’альни мин ат-таввабина ва-дж’альни мин аль-мутатаххирин»

Перевод: «Я свидетельствую, что нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. О Аллах, сделай меня кающимся и сделай очищающимся!»

--------------------------

* Имам Абу Дауд и имам Ахмад ибн Ханбаль передают в своих сборниках, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во время совершения малого омовения протирал заднюю часть шеи и головы (Сунан Абу Дауд, Муснад Ахмад). Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто совершает масх на шею во время вуду, будет спасен от оков и жажды в Судный день» (Муснадуль-Фирдаус, т. 4, с. 44, хадис 5628, Тарих Исбаха, т. 2, с. 115). Имам Ибн Фарис говорит об этом хадисе: «Этот хадис по милости Аллаха является подлинным (сахих)». (См. Тальхис аль-хабир, т. 1, с. 288).

Подлинность данного хадиса подтверждает тот факт, что протирание затылка было практикой самого передатчика хадиса, Абдуллаха ибн Умара (Сунан аль-Байхаки, т. 1, с. 60).