Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Царю Судного дня. У него мы просим прощения за наши грехи, его мы восхваляем и на него мы уповаем, и к нему наше возвращение. Поистине, кого Аллах (Свят он и Велик) поведет прямым путем, того никто не сможет сбить с прямого пути. Кого же Аллах (Свят Он и Велик) введет в заблуждение, то не найдете ему наставника. Мир и благословение лучшему из людей, Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), и всем тем, кто последовали за ним до Судного Дня.

Расходование имущества в месяц Рамадан

Всевышний Аллах дал нам много милостей. Их не сосчитать. Если мы попытаемся сосчитать милости, которые нам даровал Аллах, то не сможем сделать это. Достаточно вспомнить милость зрения, милость слуха, милость обоняния, осязания, милость того, что мы можем двигаться, ходить на двух ногах, дышать воздухом, пить воду и многое другое. И одна из самых ценных милостей Аллаха, которая у нас есть – это имущество. Это определенные материальные блага, которые есть у нас и которыми мы можем распоряжаться в нашей жизни.


Если копнуть глубже и задать себе вопрос, кому на самом деле принадлежит все имущество, даже то, которым мы владеем, то ответ мы найдем в Священном Коране. Аллах Всевышний сказал:

وَآتُوهُم مِّن مَّالِ اللَّهِ الَّذِي آتَاكُمْ

«…и одарите их из имущества Аллаха, которое Он даровал вам»

(сура 24, аят 33)

То есть  отдавайте часть из имущества, которое принадлежит Аллаху, которое Он даровал вам. Все имущество, которым мы владеем в этой жизни, оно в основе своей возвращается к Аллаху. Как с точки зрения, что это временное пользование, так и с точки зрения его конечного исхода.  Ведь после смерти мы не возьмем ничего из имущества, кроме того, что мы успели израсходовать на пути Аллаха.

Существуют виды поклонения, связанные с телом. Например, молитва, пост. Но также в Исламе существуют виды поклонений, связанные с имуществом. Потому что имущество, это такая вещь, с которой человеку трудно расставаться. Поэтому расходование имущества является для нас испытанием.

Расходование имущества в Исламе бывает двух видов. Во-первых, это обязательное расходование. Например, выплата обязательного закята. Хочу напомнить вкратце про закят, его важность и как его выплачивать.

Закят – это часть имущества, которую нужно выделять человеку (грубо говоря, состоятельному), если у него есть определенная сумма денег, которая пролежала в течение лунного года и не уменьшилась от определенного уровня. Ученые высчитали в соответствии с хадисами, что этот уровень соответствует 585 граммам серебра. Если у вас лежит такая сумма в течение года нетронутой, либо же больше этого, то из этого имущества вы должны выделить 2,5% в пользу одной из восьми категорий, упомянутых в Коране: бедняки, нуждающиеся, должники, те, кто сражается на пути Аллаха и т.д.

Возвращаясь к обязательному расходованию на пути Аллаха, хочу отметить, что в Исламе есть две категории: первая – это обязательное расходование, второе – это желательное. Так же к обязательному расходованию, помимо закята, относится искупление. Когда человек совершил какой-то грех или проступок, он должен искупить вину. Например, искупление ложной клятвы: когда человек поклялся и не выполнил то, что обязался сделать. То за это он должен понести определенную ответственность. Одним из вариантов такой ответственности является материальное искупление. И также многие проступки, грехи, ослушания в Исламе подлежат искуплению материальным способом (кяффара).

Следовательно, обязательное расходование имущества в Исламе делится на две категории -  это закят и кяффара. Все остальное, помимо этих двух категорий, является желательным расходованием: желательная милость (садака), расходование на какие-то благие цели и т.д. Например, сейчас месяц Рамадан, и очень хорошим видом поклонения является накормить постящегося. Ведь если вы накормите постящегося, то вам будет такая же награда, как и постящемуся, и ни его награда, ни ваша при этом не уменьшится. Поэтому не упускайте такую возможность. Это не значит, что человека надо повести в ресторан, потратив много денег. Нет! Достаточно обычной порции еды. Кому-то под силу накормить одного постящегося за месяц, кому-то двух, кому-то десятерых, но в любом случае не пренебрегайте таким добром в месяц Рамадан.


Ведь посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Оберегайте себя от Огня. Пусть это будет даже кусочек финика»

Тот же, кто не может найти даже кусочка финика, пусть говорит хорошее.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

مَّثَلُ الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ كَمَثَلِ حَبَّةٍ أَنبَتَتْ سَبْعَ سَنَابِلَ فِي كُلِّ سُنبُلَةٍ مِّائَةُ حَبَّةٍ وَاللَّهُ يُضَاعِفُ لِمَن يَشَاءُ وَاللَّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ

«Пример тех, которые расходуют свои имущества на пути Аллаха, как пример зерна, которое (было посажено в хорошей земле и которое) вырастило семь колосьев, в каждом колосе сто зерен. И Аллах увеличивает (награду), кому пожелает (в соответствии с его верой и чистотой намерения). Поистине, Аллах объемлющ, знающ!»

(сура 2, аят 261)

Смотрите, что мы имеем на входе и что мы имеем на выходе. На входе одно зернышко, которое посадили, а на выходе получили 700 зерен. Это соответствует хадису Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), в котором сказано:

«За каждое благое дело, которое совершает раб Аллаха, Всевышний вознаграждает в 700 раз больше и даже более того, кому пожелает»


Следует так же отметить, что милостыня (садака) может даваться не только посторонним людям. Многие думают, что садака нужно давать какому-то незнакомому бедняку либо нуждающемуся человеку. На самом деле это может быть твой близкий родственник, на которого ты по Шариату не должен расходовать. Или даже тот родственник, на которого ты должен расходовать, но если ты хочешь сделать больше необходимого, это также может быть садака. В первую очередь, это могут быть ваши родители, на которых вы естественно расходуете и не забываете их. Ваша семья, ваша супруга, ваши дети, на которых вы расходуете, но если вы сделает что-то больше необходимого, то это тоже будет расценено как садака. Также это могут быть ваши близкие или дальние родственники, на которых вы прямо не обязаны расходовать, но они могут оказать в трудном положении, в нужде. Если вы дадите им садака, то получите награду с двух сторон. В первую очередь за то, что вы дали садака, а, во-вторых, за то, что вы поддерживаете родственные связи. Особенно это касается дальних родственников, с которыми вы редко видитесь. Поэтому не пренебрегайте этим, особенно в месяц Рамадан.

Следует отметить, что расходовать имущество можно на себя, на свою семью, на своих близких и на мусульман в целом. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал следующие:

«Тот, кто израсходовал ради Аллаха хотя бы один финик из благого удела (заработанного честным, разрешенным путем), потому что Аллах не принимает ничего, кроме благого, то, поистине, Аллах примет эту милостыню Своей правой рукой, будет взращивать ее у Себя подобно тому, как каждый из вас растит своего жеребенка, пока она не станет размером с гору»

Сегодня мало кто растит жеребят или скот, но у нас есть средства передвижения – машины, мотоциклы, которые дороги нам. Подобно тому, как мы заботимся о своем средстве передвижения, так Аллах взращивает у себя эту милостыню. И опять-таки, на входе имеем маленький финик, но у Аллаха это может быть целая гора.


В своей основе человек склонен к тому, чтобы накапливать имущество, и ему трудно с ним расставаться. Это природа человека. Этого не нужно стыдиться. Стыдиться стоит того, что, когда человек, имея возможность и имея имущество, проявляет скупость и жадность, где это ненужно. Да, бывает бедный человек, ему нечего одеть и нечего израсходовать. Так вот, с него Аллах так не спросит, как с того человека, у которого есть миллионы в банках или даже тысячи, но при этом он выглядит так же, как этот бедняк, расходует так же мало, как этот бедняк. Порой бедный человек больше расходует, чем богатый. Среди людей он хочет казаться очень бедным, чтобы никто не претендовал на его имущество. Но пусть такой человек не забывает, что с собой в могилу он заберет всего лишь три вещи, как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

«Когда человек умирает, то все его деяний прекращаются, кроме трех видов дел – это непрерывная милостыня, полезное знание и благочестивый ребенок»

Например, человек дал деньги, и за эти деньги построили мечеть, или даже если кто-то выделил деньги на ковер для мечети, пока на этом ковре будут совершаться молитвы и поминаться имя Аллаха, этому человеку будут записываться  добрые дела, даже если он умрет. Это и есть непрерывная садака.

Мы приходим в мечеть получать знания. Кто-то приходит заранее, кто-то идет в дождь, кто-то отказывается от своих дел и приходит за знаниями. Эти знания принесут пользу в первую очередь тому, кто вас им обучает, но также они принесут пользу и вам, так как вы передадите их потом своим семьям и будете применять их в жизни.

Благочестивый ребенок, который после смерти родителей, будет обращаться к Аллаху с дуа за своих родителей.

Поэтому давайте не забывать, что месяц Рамадан – это месяц больших возможностей, это особый месяц, до которого Аллах дал нам дожить.

Всевышний Аллах сказал в Коране:

لَن تَنَالُوا الْبِرَّ حَتَّى تُنفِقُوا مِمَّا تُحِبُّونَ وَمَا تُنفِقُوا مِن شَيْءٍ فَإِنَّ اللَّهَ بِهِ عَلِيمٌ

«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом»

(сура 3, аят 92)

Тут есть два важных момента. Тот человек, который действительно хочет быть богобоязненным, благочестивым перед Аллахом, он однозначно должен тратить часть своего имущества на пути Аллаха. Никто не говорит, что он должен истратить все свое имущество, став бедняком и сделав попрошайками своих детей – нет! Но часть имущества обязательно надо тратить на книги, на призыв, на мечеть, на ифтары и т.д. Надо приучать себя давать хотя бы малую часть.

И второй момент, Аллах говорит в этом аяте:

«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите»

Обратите внимание, Аллах сказал «из того, что вы любите». То есть это не должно быть лишь бы что или остатки какие-то, это не должна быть еда, которую вы не смогли доесть и отдаете бедняку, или старая поношенная одежда, которая вам уже не нужна. Если ты кормишь бедняка, то корми его из того, что сам ешь и любишь, если одеваешь нуждающегося, то одевай его из того, в чем сам ходишь.

И в завершении упомянем аят, в котором говорится:

وَمَا تُنفِقُوا مِنْ خَيْرٍ فَلِأَنفُسِكُمْ

«Все, что вы расходуете, идет на пользу вам самим»

(сура 2, аят 272)

Вы расходуете свое имущество не для Аллаха. Аллах превыше этого, Он не нуждается в нашем с вами имуществе. Он богатый, а мы бедные. Все, что мы можем истратить на пути Аллаха, это для нас самих. Это вложение в недвижимость, которая никогда не исчезнет, недвижимость Вечной Жизни.

Прошу Всевышнего Аллаха даровать нам успех, как в этой, так и в Следующей жизни. Принять наш пост, принять наши благие дела и сделать все это искренним, ради Его Лика.

Второй день | Четвертый день

Цикл лекций «Уроки Рамадана»

Абдуллах Шистеров