Коран о себе через призму истории

С ИМЕНЕМ АЛЛАХА ВСЕМИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО! Коран о себе через призму истории «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее, сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь - Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости -научил человека тому, чего тот не знал» (96:1-5). Именно с этих слов началось Откровение, которое мусульмане называют сегодня Кораном. Да, все верно! Коран не был ниспослан в виде одной толстой книги с небес в руки человека. Он ниспосылался в виде зачитываемых слов (аятов) пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Всевышнего, в течение 23 лет. Откровение свыше сопровождало пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, на пути преобразования разрозненных племен в цивилизованное общество: «Мы ниспослали его (Коран) с истиной, и он сошел с истиной, а тебя Мы послали только добрым вестником и предостерегающим увещевателем. Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша. Мы ниспослали его частями» (17:105-106). 23 года борьбы и противостояния словом и делом – для чего? Для того, чтобы он  исправил положение людей, которые на тот момент погрязли в идолопоклонствве, порочности и кастовом разделении людей: «Воистину, это - Ниспослание от Господа миров.Верный Дух (Джибрил) сошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает» (26:192-194). Сначала13 лет пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, терпеливо призывал свой народ к идее, подрывающей устои жизни зажиточной мекканской знати, их превосходство над другими обычными людьми и рабами, снося обиды, физические издевательства, угрозы расправиться с ним и его сторонниками и даже полный бойкот с ним и его сторонниками, целью которого было обречь их на голодную смерть или отказаться от своей веры: «Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Разве ты являешься его попечителем и хранителем?...Посему не повинуйся неверующим и веди с ними посредством него (Корана) великую борьбу» (25: 43, 52). Что же такого говорил Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, что его соплеменники и даже родной дядя по отцу, готовы были его убить за это? Зачастую он, мир ему и благословение Всевышнего, ограничивался декламинированием того, что ниспосылалось ему. И многие люди просто услышав эту речь понимали, что это не обычная речь неграмотного человека. В изумление их приводили красота слога коранического текста, его благозвучие и глубина смысла, преподнесенные в неизвестном для арабов того времени стиле речи на ясном, родном для них языке. Доводом Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, в обосновании тех ценностей, к которым он призывал, был сам по себе Коран, который объявил о своей уникальности и бросил вызов "без даты"  всему человечеству сочинить нечто подобное: «Скажи: „Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу‟» (17:88). «Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную суру и призовите своих свидетелей, помимо Аллаха, если вы говорите правду» (2:23). «Если бы Мы ниспослали этот Коран горе, то ты увидел бы, как она смиренно раскалывается от страха перед Аллахом. Такие притчи Мы приводим людям для того, чтобы они поразмыслили» (59:21). В чем же изюминка и возможно ли ее постичь тем, кто не знает арабского, а Коран заявил о том, что это послание всем народам, независимо от их языка и цвета кожи: «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам. Скажи: „Мне внушено в откровении, что ваш Бог – Бог Единственный. Не станете ли вы мусульманами?‟. Если они отвернутся, то скажи: «Я предупреждаю всех вас в равной мере, и я не знаю, рано или поздно настанет то, что вам обещано.  Воистину, Он ведает о словах, которые произносят вслух, и ведает о том, что вы утаиваете. Я не знаю, может быть, это - искушение для вас или же возможность пользоваться благами до определенного времени‟» (21:107-111). Неподражаемость Корана скорее всего заключается в утонченной гармонии между формой и содержанием его аятов, в которых каждый человек независимо от его интересов, уровня интеллекта и образования, черпнет для себя пользу, а точнее придёт к Богу покорным и смиренным. Самым ярким примером в данном случае являются научный аспект. Например, в Коране сказано: «О люди! Если вы сомневаетесь в воскрешении, то ведь Мы сотворили вас из земли, потом - из капли, потом - из сгустка крови, потом - из разжеванного кусочка, сформировавшегося или не сформировавшегося. Так Мы разъясняем вам истину. Мы помещаем в утробах то, что желаем, до назначенного срока. Потом Мы выводим вас младенцами, чтобы вы могли достигнуть зрелого возраста. Одни из вас умирают, другие же возвращаются в жалкую старость и забывают все, что знали. Ты видишь безжизненную землю. Но стоит Нам ниспослать на нее воду, как она приходит в движение, набухает и порождает всякие прекрасные растения. Это происходит, потому что Аллах является Истиной, оживляет мертвых и способен на всякую вещь, потому что Час, в котором нет сомнения, непременно наступит и потому что Аллах воскресит тех, кто в могилах» (22:5-7). А вот комментарий Проф. E. Маршалл Джонсон Томас, профессор анатомии и эволюционной биологии, университет Джефферсона, США): «Как ученый я могу интересоваться и заниматься только тем, что я ясно вижу. Я могу понять эмбриологию и эволюционную биологию. Я также могу понять слова из Корана, переведенные мне. Подобно примеру, который я приводил раньше, если бы я мог перенестись в ту эпоху, я бы не смог дать определение описанным в те времена в Коране явлениям, даже используя все свои нынешние знания и способности… В таком случае, я не вижу никакого противоречия между всем тем, что написано в Коране и мыслью о Божественном участии в сотворении жизни». А вот комментарий Проф. Джеральд C. Герингер (университет Джорджтауна, доцент медицинской эмбриологии, США): «Некоторые аяты (Корана) представляют собой очень подробное описание развития человека, начиная с момента соединения клеток и до развития органов эмбриона в утробе матери. Прежде не существовало такого подробного и безупречного описания развития человека со всеми его стадиями, терминологией и пояснениями. В большинстве случаев за сотни лет до нашего времени эти аяты описывают многие стадии развития эмбриона и плода человека, которые в точности также описаны в современной научной литературе». (Источник: http://koranru.ru/perfection_02.html#272). Это всего лишь один из множества примеров… Но, собственно, в чем же заключалась идея, которую отстаивал Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего,  и за которую он готов был пожертвовать своей жизнью, или как он, мир  ему и благословение Всевышнего, сам сказал об этом, упомянув, что не откажется от нее даже если ему в правую руку дадут солнце, а в левую – луну. В основе ее лежала вера в Одного Господа, Который сотворил все сущее и распоряжается им так, как пожелает: «Если бы на них (на небесах и земле) были иные божества наряду с Аллахом, то они (небеса и земля) разрушились бы. Аллах, Господь Трона, пречист и далек от того, что они приписывают Ему!» (21:22). Вера в Одного Бога, Который не подобен Своим творениям, Которому присуще совершенство во всех Его качествах и атрибутах: «Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий. Ему принадлежат ключи небес и земли. Он увеличивает или ограничивает удел, кому пожелает. Он знает о всякой вещи» (42:11-12) «Он - Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он - Милостивый, Милосердный.Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи.Он – Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него - самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он - Могущественный, Мудрый» (59:22-24). Вера в Одного Бога, Который достоин того, чтобы лишь к Нему Одному люди обращали свои мольбы, надежды, любовь и страх: «Господь небес, земли и того, что между ними! Поклоняйся же Ему и будь стоек в поклонении Ему. Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?» (19:65) А теперь самое примечательное – эта идея ведь абсолютно не новая!!! По сути пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, призывал к тому, к чему призывали все пророки до него. А как иначе? Ведь Бог - Один, вера - одна и неизменна, начиная с первого пророка Адама, мир ему, заканчивая последним пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Всевышнего: «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху (Ною), и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу): „Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее‟. Тяжко для многобожников то, к чему ты их призываешь. Аллах избирает для Себя того, кого пожелает, и направляет к Себе того, кто обращается к Нему» (42:13). Менялись лишь положения и законы, касающиеся быта: «Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно предохраняло их (или свидетельствовало о них; или возвысилось над ними). Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся к тебе истины. Каждому из вас Мы установили закон и путь» (5:48) Исходя из этой основы (веры в Единого Бога), пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Всевышнего, было велено распространять то, что сегодня обычно называют «общечеловеческими ценностями»: «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, - быть может, вы помяните назидание» (16:90). «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: „Тьфу!‟. – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Склони пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: „Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком‟. Ваш Господь лучше всех знает то, что в ваших душах. И если вы будете праведниками, то ведь Он прощает тех, кто обращается к Нему с раскаянием. Отдавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно» (17:23-26). Подобных аятов можно привести множество. В этом контексте также примечательна мысль Джона Уильяма Драпера: «В Коране содержится великое множество нравственных наставлений, примеров благой морали, и сам он состоит из маленьких, не связанных между собой частей, так что во всем его тексте нет ни одной страницы, где бы мы не нашли фразы-наставления, которое следовало бы воспринять и воплотить в жизнь всему человечеству. Такое строение текста Корана устройство Корана – по частям – создает тексты, повествования и наставления, которые в то же время являются единым целым, и понятны каждому человеку в любой жизненной ситуации» (См.: Джон Уильям Драпер. История интеллектуального развития Европы) Подготовлено редакцией сайта www.lifeislam.org