В современном мире принято считать что религия вообще, всячески препятствует развитию науки, а на ее сторонников смотрят как на неграмотных и необразованных членов общества. Безусловно, между религией и некоторыми “научными” теориями есть разногласия, но это не в коем случаи не говорит о том, что религия, в частности ислам, отрицает науку. Наоборот, мы видим, что в свое время Ислам дал мощный толчок науке, а мусульмане золотыми буквами вписали свои имена в ее историю. 

 

В этой статье мы рассмотрим отношение ислама к науке с точки зрение Корана и Сунны, а также упомянем примеры того, как развивалась наука в Исламском мире и какие люди ответственны за это.

 

Коран и сунна

 

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, еще до того, как он стал пророком, любил уединяться для размышлений. С этой целью он поднимался на гору Хира, где была пещера в которой он иногда находился по нескольку дней. Однажды, когда он находился в пещере, спустился с небес Ангел Джабраил и ниспослал первые аяты из Корана:

 

“Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее...”

(Сура аль-Аляк 1)

 

Первый аят ниспосланный Господом миров начинается со слова «Читай!». Это явно указывает на то, что ислам с самого начала своего существования побуждал к изучению и размышлению.

 

Сам пророк, мир ему и благословение Аллаха, множество раз упоминал о важности знаний и в частности он говорил:

 

“Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина (и каждой мусульманки).”

 (Ат-Тирмизи)

 

Всевышний Аллах, в Своей Книге так-же говорит:

 

«Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?». Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» 

(Аз-Зумар 9)

 

И из этого можно понять что Всевышний, как и Его пророк высоко ценили знания, и стремление получать их.

 

Развитие науки в исламском мире

 

Расцвет науки в исламском мире пришелся на период с середины VIII века по середину XIII века, этот период называют «Золотым веком Ислама». Происходил он в Арабском халифате, на тот момент это было самое большое государство. Уровень безграмотности был практически на нуле, мусульмане изучали Коран, арабский язык а так-же жизнеописание Пророка Мухаммада, мир ему. Повсеместно начали основываться библиотеки, а труды из Багдада и Дамаска распространялись по всему Арабскому, и не только, миру, благодаря  торговым путям.

 

Благодаря библиотекам, в которых помимо хранения книг, также проводились исследовательские работы, научные собрания и дискуссии, уважение к ученым и свободный доступ к знаниям способствовали широкому и бурному развитию науки в Халифате.

Так-же в то время активно переводили и зарубежную научную литературу. Труды таких мировых ученых как Пифагор, Аристотель, Платон и т.д. были переведены, освещены и переосмыслены в мусульманском обществе, и после этого, были развиты еще больше.

 

Все вышесказанное, дало развитие таким дисциплинам, как военное деле, градостроение, мореплавание и т.д.

 

Наука и государство

 

Ученые, в первую очередь были глубоко уважаемыми среди правителей и высоко ценились. Те всячески поддерживали тех, кто желал посвятить себя науке. Среди таких правителей выделялся халиф аль-Мамун. Имея потрясающие образования в сфере точных наук, он во времена золотого века основал “Дом Мудрости” и активно финансировал научные исследования. Ученые “Дома Мудрости” были известны на весь мир, а Багдад стал центром научной мысли.

 

Знаковые личности

 

Ибн Сина – известный в Европе как Авиценна, врач саманидских эмиров и дайлемитских султанов написавший более 450 трудов в 29 областях науки. Самая интересная работа, это «аль-Канун» ставшая основой медицины не только в исламском мире, но и в Европе. Книга на протяжении 600 лет была учебным пособием в европейских университетах.

 

Закарийа ар-Рази – врач, который определил что заболевания возникают как от внешних так и от внутренних факторов, и разработал курс по лечению головной боли и кашля.

 

Мухаммад аль-Хорезми – математик, который впервые разработал и представил концепцию «нуля», которая привела к большим изменениям в существующих системах и создала новые. Также благодаря этому ученому в математике появились такие термины как “алгоритм” и “алгебра”.

 

Абу Али аль-Хасан – ученный изучавший проходимость света, и впоследствии, создавший первую камеру-обскура – простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов, что, в свою очередь, дало возможность изобрести фотоаппарат.

 

Среди ученых также есть и женщины. В качестве примера можно упомянуть Фатиму аль-Фихрию. Фатима, вместе со своей сестрой Марьям, в 859 году основали медресе аль-Карауин, при мечети в городе Фес, Марокко. В университете аль-Карауин преподавали множество различных дисциплин, таких как Коран, фикх (исламское право), математику, астрономию и другие науки. Сегодня университет аль-Карауин является самым древним из постоянно действующих университетов мира.

 

Заключение

 

Роль Ислама в развитии науки трудно переоценить. Огромное количество важных для человечества трудов прошлого, прошли через мусульманских ученых и были ими доработаны и усовершенствованы, благодаря чему сохранились вплоть до наших дней. Так же большое количество ученых мусульман явно показывает и доказывает, что Ислам всегда поддерживал, поддерживает и будет поддерживать науку, и в этой статье, мы это доказали.


Автор: Юсуф Тураби