Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Царю Судного дня. У него мы просим прощения за наши грехи, его мы восхваляем и на него мы уповаем, и к нему наше возвращение. Поистине, кого Аллах (Свят он и Велик) поведет прямым путем, того никто не сможет сбить с прямого пути. Кого же Аллах (Свят Он и Велик) введет в заблуждение, то не найдете ему наставника. Мир и благословение лучшему из людей, Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), и всем тем, кто последовали за ним до Судного Дня.

Сегодня мы поговорим про степени верующих.

Всевышний Аллах говорит в Коране:

ثُمَّ أَوْرَثْنَا الْكِتَابَ الَّذِينَ اصْطَفَيْنَا مِنْ عِبَادِنَا فَمِنْهُمْ ظَالِمٌ لِّنَفْسِهِ وَمِنْهُم مُّقْتَصِدٌ وَمِنْهُمْ سَابِقٌ بِالْخَيْرَاتِ بِإِذْنِ اللَّهِ ذَلِكَ هُوَ الْفَضْلُ الْكَبِيرُ

«Потом Мы дали Писание в наследие тем из Наших рабов, которых Мы избрали. Среди них есть такие, которые несправедливы к самим себе, умеренные и опережающие других в добрых делах с дозволения Аллаха. Это и есть большая милость»

(сура 35, аят 32)

جَنَّاتُ عَدْنٍ يَدْخُلُونَهَا يُحَلَّوْنَ فِيهَا مِنْ أَسَاوِرَ مِن ذَهَبٍ وَلُؤْلُؤًا وَلِبَاسُهُمْ فِيهَا حَرِيرٌ

«Они войдут в сады Эдема, где будут украшены браслетами из золота и жемчугом, а их убранство будет из шелка»

(сура 35, аят 33)

В этих аятах Всевышний Аллах упомянул три категории верующих, которых мы видим ежедневно.

Первая категория – это те люди, которые были несправедливы к самим себе. Они были единобожниками, не совершали ширк, не поклонялись никому, кроме Аллаха, не взывали ни к кому, кроме Аллаха, но они совершали определенные грехи. Характер этих грехов заключался в следующем: бывало, они не совершали какие-то обязательные предписания религии, например, не выплачивали закят, иногда не постились, делали другие упущения или не выполняли приказы Аллаха. Подчеркиваю, если это не доходило до категории многобожия. Если человек совершает многобожие, то он переходит из категории верующих в категорию неверующих. Почему Аллах назвал их несправедливыми к самим себе? Потому что грешник никаким образом не вредит Аллаху и никаким образом не принесет пользу Аллаху, не зависимо от того, будет он соблюдать или не будет соблюдать предписания. Если он делает добро, то для самого себя. Если он делает зло, то против самого себя. Аллаху ничто не может навредить.

Вторая категория верующих – это مُّقْتَصِد  «муктасыд». Это слово образовано от слова «иктасода», что означает следовать умеренным путем, делать что-то в меру, без излишеств и без скупости. Это те люди, которые выполняют приказы Аллаха, но не выполняют какие-то дополнительные и желательные предписания религии. Также они не совершают больших грехов, не нарушают столпы Ислама. Но вместе с этим, они могут совершать нежелательное, макрух, что не является грехом.

И третья категория – это те люди, которые делают сверх второй категории. Кроме того, что они выполняют обязательное, они еще выполняют желательные постулаты религии. Например, они не только выплачивают закят, но еще дают дополнительную садаку, которая не обязательна для них. Кроме обязательных молитв, они выполняют дополнительные молитвы. Они не только читают Коран в молитве, но они еще читают Коран от чистого сердца дополнительно. Как, например, мы читаем Коран в Рамадан. Также эти люди отдаляются от запретов. Но не только отдаляются от явных запретов: прелюбодеяния, алкоголя, курения и т.д., также они отстраняются от нежелательных вещей, сомнительного. Они оставляют сомнительное, хотя сделав это, они бы не совершили грех. Это третья категория верующих, которых Аллах назвал «опережающими другу друга в добрых делах».

Следует отметить, что человек, который причисляет себя к мусульманам, к любой из этих категорий, должен осознавать, что для того, чтобы попасть в Рай, нужно работать, нужно стараться. Назваться мусульманином не достаточно, нужно делать определенные поступки. Мусульманин – это вероубеждение и определенный путь.

Аллах в Коране назвал мусульман обитателями Рая, также сказал, что мусульмане – это лучшие из творений.

إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ أُولَئِكَ هُمْ خَيْرُ الْبَرِيَّةِ

«Поистине, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, они – лучшие творения»

(сура 98, аят 7)

И далее Аллах говорит, что они вечно пребудут в Садах Райских.

Также Аллах сказал:

وَالسَّابِقُونَ السَّابِقُونَ

أُولَئِكَ الْمُقَرَّبُونَ

فِي جَنَّاتِ النَّعِيمِ

«И будут опередившие их всех в добре, которые опередят их и в Раю. Это будут приближенные, которые пребудут в Садах блаженства»

(сура 56, аяти 10-12)

Опередившими Аллах называет всех мусульман, все три категории. Кто такие приближенные? Приближенные к Всевышнему Аллаху, приближенные к Раю. И обратите внимание, Аллах говорит «в Садах», во множественном числе, поскольку Рай состоит из степеней. И для каждого человека будет та степень Рая, которую он заслужил в этой жизни.

Также Рай называется «Джаннату Аден». «Джаннат» - это райские сады, как мы уже сказали, а «Аден», в данном случае - это «вечное место пребывания». Человек, вошедший в Рай, уже не выйдет из него. Он вечно будет молодым, вечно будет вкушать дары Всевышнего Аллаха. Когда в этой жизни мы совершаем какой-то поступок, нужно помнить, для чего мы его совершаем, зачем, что нас ждет в будущем. Не просто совершать потому, что все совершают, не ради похвалы от людей, а ради Будущей Жизни, ради довольства Аллаха. Ведь если Аллах будет нами доволен, то у нас в этой жизни будет все хорошо и в Следующей Жизни будет все хорошо.

Далее Аллах говорит о награде, о райских украшениях. Иногда можно увидеть, как богатые мусульмане носят золото, если б они только знали предостережение Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:

«Не пейте из золотой или серебренной посуды, и не ешьте из золотой или серебренной посуды, ибо, поистине, золото и серебро – это украшение для неверующих в этой жизни, а для вас это будет наградой в Следующей Жизни»

Золото и серебро – это драгоценные металлы, и кто ими обладает, тот имеет особый почет, место, величие в этой жизни. Для верующего человека эта жизнь – это не предел. Для верующего эта жизнь – это промежуточный этап. Для неверующего ж эта жизнь – это предел. Они ее наслаждаются, делают, что хотят, для них эта дунья как Рай. Аллах им дает отсрочку.

В другом хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Золото и серебро запретны для мужчин моей Уммы, но дозволены для женщин»

То есть женщинам дозволены украшения, но мужчинам из Уммы Мухаммада нельзя носить подобные украшения. Исключением является только серебряный перстень, подобный тому, который носил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Так вот, все эти бесконечные награды: шелк, золото, серебро, вся награда, которую мы можем и не можем представить - ждут верующих в Следующей Жизни в Раю.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Вход в Рай окружен неприятными вещами, а вход в Ад окружен страстями»

Ученые объясняют это хадис следующим образом. Во-первых, чтобы попасть в Рай, человеку приходится преодолевать много трудностей в этой жизни, совершать молитву, поститься, вставать утром на сухур, выплачивать закят – все это тяжело для человеческой души. Человек хочет спать и не хочет просыпаться, хочет оставить деньги у себя и не хочет делиться – это человеческая природа. Женщины – это большая фитна для мужчин, и наоборот. Риба – очень легкий способ заработать деньги. Но от всего этого верующий отказывается не просто так, он ждет взамен большей награды от Аллаха. Мы делаем вещи, которые неприятны нашей душе, стараемся по мере возможности, чтобы попасть в Рай. Иными словами, кто потерпит немного в этой жизни, в Следующей Жизни будет сполна вознагражден наградой от Всевышнего Аллаха. А Ад, как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), окружен страстями. Если ты не стыдишься, как сказала Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то делай, что пожелаешь. Но это все временно. Делай, что хочешь, угождай своим страстям, но длиться это будет недолго. Легко пойти на поводу у своей души, на поводу у шайтана и приобрести адское наказание. Человек постоянно находиться перед выбором.

Вернемся немного к теме Рая. В Раю нет обязательств, шариатских предписаний, которые б обязывали человека молиться, поститься, выплачивать закят, делать хадж. Это называется «таклиф» - предписания в Шариате, которые обязательны к соблюдению здоровому совершеннолетнему человеку, который находиться в здравом уме. Так вот, этого таклифа нет в Раю. Человек будет покланяться Аллаху, наслаждаясь, если пожелает и когда пожелает.

Самый тяжелый расчет в Судный День будет у первой категории, у тех, кто был несправедлив к самому себе. Они будут находиться под желанием Аллаха. Если Аллах пожелает, то простит их, если пожелает, то накажет. Но рано или поздно единобожник будет выведен из Ада. Вторая категория, «муктасыд», те, кто был умеренным, богобоязненным, совершал предписания Аллаха и сторонился того, что Он запретил, они также войдут в Рай, и их расчет будет легким. И те, которые опережали друг друга в совершении добрых дел, войдут в Рай без расчета. Но в итоге все эти три категории с позволения Аллаха попадут в Рай. Все они были благодарны Аллаху, ценили его милости и использовали свою жизнь и время так, как этим доволен Всевышний Аллах.

Аллах нам дарует в этой жизни милости, но все равно человек никогда не бывает спокоен. Сколько бы денег Аллах не дал человеку, тот не будет безмятежен. Он будет оберегать эти деньги в сейфах, в банках, будет бояться кризиса, падения курса валют, кражи этих денег. Если Аллах дал человеку потомство, детей, то человек будет постоянно переживать, что с ними может что-то случиться. Если Аллах наделил человека красотой, то он будет опасаться, что рано или поздно он состарится или что-то случиться. Все милости Аллаха в этой жизни – временные. И даже неверующие признают это. Поэтому, если человеку что-то дано в этой жизни, то надо это использовать с умом, с верой во Всевышнего Аллаха, опираясь на Книгу Аллаха и на Сунну Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Но даже если человек богатый и здоровый до конца своей жизни, то рано или поздно к нему все равно придет смерть. И смерть не зависит от возраста. Смерть – это предписание Аллаха в назначенный срок.

Итак, все милости, которые дал нам в этой жизни Аллах, временные, и от того, как мы с вами ими распорядимся, будет зависеть наше вечное пребывание - мы будем либо в Раю, либо в Аду. Пусть упасет нас Аллах от этого. Но все три категории верующих мусульман попадут в Рай с дозволения Аллаха.

Просим Всевышнего Аллаха, чтобы оказал нам милость, дал войти в Рай без расчета, помиловал нас и отдалил от наказания Огня.

Шестнадцатый день | Восемнадцатый день

Цикл лекций «Уроки Рамадана»

Абдуллах Шистеров