Сто полезных слов о Рамадане (51–60)

 

51) Пост в глубокой старости. Когда человека одолевают старческие недуги и с каждым днём он слабеет всё больше и больше, то пост становится для него обременительным и ему разрешается не поститься. Всевышний Аллах сказал:

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ

«А тем, которые способны поститься [с трудом], следует во искупление накормить бедняка»[1]. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Этот аят не является отменённым (мансух), он касается глубокого старика и старушки, которые не могут поститься, и за каждый день они должны накормить бедняка». Также это применимо и к хронически больным людям, которые не в состоянии ни соблюдать пост, ни восполнять его в другое время. Такие люди должны за каждый пропущенный день кормить нуждающихся. Кормление нуждающихся в счет пропущенных дней называется - «фидья» (араб.: искупление). 52) Когда старики должны кормить нуждающихся? Искупительное кормление (фидья) нуждающихся можно сделать или до наступления месяца Рамадан[2], или в течение месяца, или же когда он уже пройдёт. Продукты можно дать сразу одним набором одному человеку, а можно разделить его по дням среди разных людей.   52) Какой объём продуктов нужно давать в качестве фидья за один день поста? За один день поста следует дать нуждающемуся человеку 0,5 са[3] обычных съестных продуктов, что эквивалентно примерно 1,5 кг, если речь идёт о рисе. Давать следует именно продуктами, а не деньгами, потому что в аяте говорится: «…следует во искупление накормить бедняка». И если Аллах сказал «накормить», значит нужно дать ему еду.[4]   53) Можно ли давать готовую пищу и в каком объёме? Если фидья выдаётся не в виде готовой еды, то следует давать 0,5 са зерном или чем-то ещё. Если же человек хочет накормить нуждающихся готовой едой, то достаточно обычной средней порции, которой можно насытиться. Если в качестве фидья человек купит готовые порции в ресторане или в столовой и будет раздавать их регулярно по дням или раздаст сразу большому количеству нуждающихся, то это позволено, и нет нужды измерять объём порций.   54) Пост во время боевых действий. Если боец ведёт сражение против врагов, которые осадили его город, и он чувствует, что соблюдение поста ослабляет его, то ему разрешается прервать пост, даже если он не является путником. Нередко бывает так, что бои продолжаются длительное время и требуют большого физического напряжения, поэтому в таких условиях боец может прервать пост и восполнить его в другое время. Также разрешается прервать пост ещё до наступления битвы, чтобы набраться сил. Также и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел своим сподвижникам прервать соблюдение поста до начала сражения, чтобы это придало им сил перед боем.   55) Пост спасателей. Если возникает ситуация, когда нужно спасать людей, как это делают пожарные, спасатели, работники аварийных служб, то если в таких условиях спасатель нуждается в прерывании поста, то он может сделать это. Более того, он обязан сделать это, чтобы у него были силы для спасения человеческих душ. Пожарным, спасателям и всем, кто оказался в подобной ситуации и нуждается в подкреплении сил, разрешается прерывать пост, но затем его следует восполнить в другие дни.   56) Совокупление в дневное время Рамадана. По мнению большинства учёных (джумхур), если постящийся совокупился в дневное время Рамадана намеренно и по собственной воле, даже если лишь головка члена войдёт во влагалище, то пост человека нарушается, и он обязан восполнить этот день, а также совершить большое искупление (каффара). В доказательство приводим хадис, в котором сообщается со слов Абу Хурайры: «Однажды, когда мы сидели вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), пришёл человек и сказал: „О, Посланник Аллаха, я погиб!” Пророк спросил: „Что с тобой?”, мужчина сказал: „Я был близок с женой во время поста”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: „Есть ли у тебя раб, которого ты смог бы освободить?”, человек ответил: „Нет”. Пророк спросил: „Можешь ли ты поститься в течение двух месяцев подряд?”, человек ответил: „Нет”. Пророк спросил: „Можешь ли ты накормить шестьдесят бедняков?”, человек сказал: „Нет”. Затем Пророк (мир ему и благословение Аллаха) оставил его на какое-то время, а когда кто-то принёс ему ведро с финиками, он обратился к окружающим: „Где тот спрашивающий?”, человек сказал: „Я тут”. Пророк сказал ему: „Возьми это и раздай как милостыню”. Тогда этот человек спросил: „Посланник Аллаха, должен ли я дать это тому, кто беднее меня? Ведь, клянусь Аллахом, между этими двумя горами нет дома беднее моего”. Тогда Посланник Аллаха засмеялся так, что стали видны его зубы, и сказал: „Накорми ими свою семью”»[5]. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) помог человеку продуктами, чтобы тот смог совершить искупление, потому что это был крайне бедный и, вероятно, больной человек. Но каждый должен сам определить, какое искупление (каффара) он в состоянии выполнить, причём именно в той последовательности, которая указана в приведённом хадисе. Если у человека есть возможность, то его искуплением должно стать освобождение раба, а не пост и не кормление бедняков. Если же возможности освободить раба нет, но человек в состоянии поститься два месяца подряд, то он должен поститься. И только если человек из-за плохого здоровья или по другим причинам не может соблюсти двухмесячный пост, тогда он имеет право совершить искупление (каффара) путём кормления бедняков.   57) Прелюбодеяние, мужеложество и скотоложество имеет одинаковое искупление (каффара). Любая половая связь в передний или в задний проход[6] как с человеком (любого пола), так и с животным[7], нарушает пост и накладывает на постящегося обязанность покаяться и совершить искупительные действия, которые были описаны выше. Если человек искренне покаялся, то пусть знает, что нельзя относиться к искуплению поста легкомысленно, и пусть не говорит: «Два месяца это слишком долго и трудно, у меня тяжёлая работа». Он обязан искренне раскаяться за свой грех, отказаться от него, иметь твёрдую решимость больше не делать этого, а также он обязан восполнить день поста, который он испортил своим грехом, а затем совершить искупление в указанном порядке.   58) Решение относительно женщины, с которой совокупился её муж. Если она была согласна и сама вступила с ним в половой контакт, то её пост нарушается, и она обязана совершить искупление так же, как и её муж. Если же жена была взята силой и принуждена к совокуплению, то на неё не налагаются искупительные действия (каффара), но лучше, если она восполнит этот один день после Рамадана. Ибн ’Акыль (да одарит его Аллах своей милостью) говорил о постящейся женщине, с которой был совершён половой контакт: «Если она гневалась, проявляла недовольство, или если совокупление произошло, когда она спала, то она не обязана совершать искупление (каффара). Возникает вопрос, портится ли из-за этого пост женщины? Большинство учёных факихов считают её пост нарушенным. Ибн Таймийя же сказал, что пост этой женщины не нарушается, потому что она была принуждена силой, а человек, находившийся под принуждением, не отвечает за совершённое действие. И всё же для поста будет лучше и безопаснее, если женщина восполнит этот день.   59) Намеренный прием пищи и питьё во время Рамадана. Нет никаких разногласий, что нарушение поста является грехом и что мусульманин обязан покаяться пред Аллахом и восполнить этот день. Но существуют разногласия среди учёных, должен ли человек, который намеренно попил или поел в месяце Рамадан, совершать большое искупление (каффара). Ханафиты и маликиты считают, что за намеренный приём еды или питья нужно не только восполнить (када) пропущенный день поста, но и необходимо совершить большое искупление (каффара), такое же, как и за половой акт. Шафииты и ханбалиты утверждают, что искупление (каффара) не обязательно, они аргументируют своё мнение тем, что в тексте хадиса говорится только о совокуплении, а приём пищи и питья не имеет к этому никакого отношения, и нет причины проводить аналогию между этими вещами. Поэтому тот, кто намеренно поел или попил в дневное время Рамадана, должен покаяться за свой грех нарушения поста, воздержаться от еды и питья в оставшуюся часть дня и затем восполнить этот день после Рамадана.   60) Разница между восполнением (када), искуплением (каффара) и кормлением (фидья).

  1. Восполнение (када)– это замещение поста, пропущенного в Рамадане по причине болезни, поездки или по другим уважительным причинам, некоторые из которых уже были указаны выше.
  2. Искупление (каффара)– это суровые искупительные действия за намеренное нарушение поста путём полового акта. А также, по мнению многих ученых, искупительное действие обязательно и для тех, кто нарушил свой пост путём приёма пищи и питья без уважительной причины. Искуплением (каффара) является освобождение раба на волю. Если нет возможности освободить раба, то необходимо выполнить двухмесячный пост без перерывов. И только если человек не в состоянии соблюсти такой пост, тогда искуплением станет кормление шестидесяти бедняков.
  3. Кормление (фидья)– это искупление поста для тех, кому по причине старости пост обременителен, и для тех, кто вообще не в состоянии поститься из-за того, что страдает хроническими заболеваниями. Такие люди должны накормить по одному бедняку за каждый пропущенный день поста.

Подготовил: Абу Ясин Маликов Р.Х. Коррекция текста: Тамкин Р.Г. Каноническая редакция: Фасахов Р. Для сайта «Почему Ислам» – www.whyislam.ru

 

  • [1] 2:184.
  • [2] Большинство ученых считают, что кормление фидьи до наступления месяца Рамадан не будет правильным и засчитанным как фидья, так как оно было произведено до наступления обязывающей причины (т.е. на него ляжет обязанность выплаты фидьи только с момента оставления поста в день Рамадана). Поэтому это кормление будет засчитано как обычная садака.
  • [3] Са – арабская мера объёма, которая состоит из 4-х муддов. 1 мудд это мера объёма, равная пригоршне из двух сомкнутых ладоней взрослого человека средней комплекции. Это значит, что если взрослый мужчина сложит ладони и отмерит ими продукт, насыпав его доверху, то четыре таких пригоршни (4 мудда), составят один са. Следовательно, 0,5 са это 2 мудда (две полные пригоршни).
  • [4] - Этого мнения придерживается большинство ученых. Но Ученые ханафиты считают разрешенным выделение фидьи в виде денег, так как это более выгодно для нуждающихся. Потому что цель выделения фидьи бедному - это помощь в борьбе с нуждами, а это в большей мере может проявиться если фидья будет выделена в виде денег. Ученый Ибн Таймия согласился с мнением ученых ханафитского мазхаба, если в выделении фидьи в виде денег есть необходимость и польза для нуждающегося:
  • فقال رحمه الله في كتابه مجموع الفتاوى: " وَأَمَّا إخْرَاجُ الْقِيمَةِ لِلْحَاجَةِ أَوْ الْمَصْلَحَةِ، أَوْ الْعَدْلِ فَلَا بَأْسَ بِهِ
  • [5] Аль-Бухари.
  • [6] Анальный секс строго запрещён в Исламе, и наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что проклятие пребудет над человеком, который совокупится со своей женой через задний проход. Однако шейх, автор данного материала, упомянул об этом на случай, если кто-то по своему невежеству или пренебрежению сочтёт, что близость через задний проход не является тем совокуплением, которое портит пост.
  • [7] Всё это является большими грехами и абсолютно омерзительными поступками, но бывает так, что человек объединяет в себе как хорошие дела (такие как намаз и пост), так и скверные (прелюбодеяние и мужеложество). Пусть Аллах убережёт всех мусульман от зла сатаны и от зла наших душ, защитит нас и наших детей от грехов и соблазнов.