Хвала Аллаху, Господу миров! Благословение и приветствие лучшему из пророков и посланников - нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам! Аллах Всевышний создал для нас в этом мире спутниц жизни, чтобы мы нашли в них покой. Сделал любовь и сострадание к ним усладой нашей жизни. В желании обновить наши старые знания и сделать напоминание для тех братьев и сестёр, которые, возможно, стали чуть невнимательны к ним, сегодня мы затронем тему супружества.

Поистине, право супружества – великое право, право, из которого вытекает несколько очень важных положений. Аллах Всевышний сказал:

وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ ۚ فَإِن كَرِهْتُمُوهُنَّ فَعَسَىٰ أَن تَكْرَهُوا شَيْئًا وَيَجْعَلَ اللَّهُ فِيهِ خَيْرًا كَثِيرًا

Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра

(Ан-Ниса, 19)

Женщина, которая находится под твоим попечением, о мусульманин, доверена тебе, и ты будешь спрошен о  ней в Судный День: соблюдал ли ты её права, пренебрегал ими или же вовсе не отдавал их.

Самые важные обязанности мужа:

1) Муж обязан хорошо обходиться с женой, повинуясь следующим словам Аллаха:

وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ

Живите с ними достойно

(Ан-Ниса, 19)

Также, посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«И (всегда) обходитесь с женщинами хорошо, ведь, поистине, были они сотворены из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть; если ты попытаешься выпрямить (ребро), то сломаешь его, а если оставишь его (в покое), оно так и останется кривым, (а поэтому всегда) обходитесь с женщинами хорошо!»[1]

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал:

«Я запрещаю вам попирать права двух слабых: сироты и женщины»[2]

2) Муж должен отдавать права жены сполна, не ограничивая её.

Передаётся от Муавии ибн Хайда (да будет доволен им Аллах), что он сказал:

«Я спросил: «О посланник Аллаха, какие права у жены?» Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Ты должен кормить ее, когда ешь сам. Одевать ее, когда одеваешься сам. Ты не должен бить ее по лицу, ты не должен проклинать ее и не имеешь право избегать её, кроме как на супружеском ложе(хаджр)»[3]

Некоторые люди бывают щедрыми вне дома, когда они со своими друзьями, но при этом про права своих жён они почему-то забывают. Хотя и известно, что мужчина получает вознаграждение за содержание своей семьи, как об этом передал Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах). Он передаёт, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Если ты потратишь динар  на пути Аллаха, и динар на освобождение одного раба, и динар на подаяние неимущему и динар на свою семью, то наибольшую награду ты получишь за тот динар, который ты потратил на свою семью»[4]

Другие нашли себе занятие: избивать жену. Они делают это постоянно. Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не ударил своей рукой никого[5], в том числе женщин и слуг…»[6]

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) является  примером и образцом подражания для всех нас. Третьи взяли себе в обычай делать жене хаджр[7] по всякому поводу, даже по сущим пустякам. Порой это может длиться месяцами, и он всё это время не разговаривает с ней и не навещает  бедняжку. Иногда эта женщина может находиться на чужбине, вдалеке от своих близких. А иногда это молодая девушка, которая сходит с ума от одиночества и уныния.

3) Муж должен обучать свою жену шариатским знаниям и некоторым видам поклонения, в обучении которым она нуждается. Также ему нужно побуждать её к требованию такого рода знаний. Аллах Всевышний сказал:

وَاذْكُرْنَ مَا يُتْلَىٰ فِي بُيُوتِكُنَّ مِنْ آيَاتِ اللَّهِ وَالْحِكْمَةِ

И поминайте то, что читается в ваших домах из аятов Аллаха и мудрости 

(Аль-Ахзаб, 34)

Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) передал, что мать правоверных Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

«До чего хороши женщины ансаров! Их застенчивость не мешает им в изучении религии»[8]

Муж должен следить за тем, чтобы жена изучала Коран и Пречистую Сунну, содействовать ей в этом и всячески поощрять..  Аллах Всевышний сказал:

وَأْمُرْ أَهْلَكَ بِالصَّلَاةِ وَاصْطَبِرْعَلَيْهَا

Вели своей семье совершать намаз, и сам терпеливо совершай его  

(Та Ха, 132)

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Да помилует Аллах мужчину, который встает ночью и молится, (также) будит свою жену, а если она отказывается вставать, то брызгает водой на ее лицо. И да помилует Аллах женщину, которая встает ночью и молится, будит своего мужа, а если он отказывается вставать, то брызгает водой на его лицо»[9]

4) Муж должен хорошо обходиться с женой, беречь её чувства и утешать её. Аллах Всевышний сказал:

وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ

Живите с ними достойно

(Ан-Ниса, 19)

Ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал:

«Я люблю приукрашиваться для жены так же, как и люблю, чтобы она наряжалась для меня. Ибо Всевышний Аллах сказал:

وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ

Живите с ними достойно 

(Ан-Ниса, 19)

А также сказал:

وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ

Жены имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму

(Аль-Бакара, 228)

Важно обратить внимание на то, что в большинстве семей мусульман распространено мнение, противоположное тому, как нам велено обходиться со своими жёнами. Здесь мы можем наблюдать непристойное обращение к жене, ущемление её внешности или характера, недовольство её родными и упоминание их недостатков. Сюда же относится ругань, оскорбления жены и обзывание её различными мерзкими прозвищами. Или открытое выражение со стороны мужа неприязни и отвращения к жене. Либо упоминание  при ней хороших качеств других женщин, говоря о том, что они красивее и лучше, досаждая ей тем, что от неё не зависит.

Муж оберегает чувства жены и проявляет уважение к ней, называя её самым любимым именем, приветствует ее, заходя в дом, выказывает свою симпатию к ней подарком или ласковым словом. Выражением прекрасного нрава и хорошего отношения к жене является не выискивание её ошибок и промахов, а наоборот, прощение её ошибок и старание не замечать их. В особенности в тех делах, для осуществления которых она сильно старалась, но по какой-либо причине у неё не получилось добиться намеченного.

Поразмысли над этим хадисом, в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Наиболее совершенной верой обладает самый благонравный из верующих, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам»[10]

5) Муж обязан беречь нравственность своей жены и оберегать её от попадания в сомнительные места, а также показывать свою ревность к ней.

Он должен побуждать жену находиться у себя дома. Ему следует отдалять её от плохих подруг и частого посещения магазинов, но, а если необходимо это сделать, то делать это только в его сопровождении. Также он не должен позволять жене выходить в путь без сопровождения махрама. Мужчине нужно осознать, что жена доверена ему, и он будет спрошен о ней в Судный День. Ведь «каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству»[11].

6) Муж должен быть отзывчив к нуждам и потребностям своей жены.

Этим он защитит её от обращения к кому-либо, помимо него. Мужу нужно стараться отвечать на капризы жены нежным словом и одобрением. Ему следует всегда найти возможность выделить для неё время. Находясь дома, мужчина должен быть радушен и мягок в обхождении. Сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал:

«(Однажды) посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) сказал мне: «О Абдуллах, мне сообщили, что ты постишься днём и молишься по ночам». Я сказал: «Да, о посланник Аллаха». Он сказал: «Не делай (так, но) постись и не соблюдай поста, молись по ночам и спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаза твоего есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право…»[12]

В другом хадисе передаётся, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«…Совершить половую близость с женой – милостыня»

Сподвижники (да будет доволен ими Аллах) сказали:

«О посланник Аллаха! Разве получит один из нас вознаграждение от Аллаха за то, что удовлетворит своё желание, совершив близость со своей женой?» На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Скажите мне, если бы он сделал это запретным путём, совершив прелюбодеяние, то являлось бы это грехом или нет? Поэтому за то, что он сделал это дозволенным путём, сблизившись с женой, ему будет вознаграждение от Аллаха»[13]

9) Муж, следуя примеру лучших мужчин, должен быть благосклонным к своей жене, приятным в общении с ней и доставлять ей радость.

Укба ибн Амир (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«…И нет развлечения для мужчины, кроме как в трёх занятиях — в содержании и уходе за конём, в тренировке в стрельбе из лука и в заигрывании (или в любовных играх) с женой»[14]

Кто же больше  всех достоин твоего хорошего отношения и лучшего обхождения, если не та, которая обслуживает тебя, готовит тебе, держит в чистоте твою одежду и твой дом, радуется твоему приходу, воспитывает твоих детей и исполняет твои поручения на протяжении всей твоей жизни?! Для нас посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) - прекрасный пример. Он (да благословит его Аллах и приветствует) соревновался с матерью правоверных Айшей (да будет доволен ею Аллах) в беге для того, чтобы доставить ей радость, называл её ласково сокращённо Аиш, чтоб найти путь к её сердцу. Он (да благословит его Аллах и приветствует)  развлекал её разговорами и рассказывал ей притчи. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) советовался с жёнами по некоторым вопросам, как это было с Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) при Худайбийском мирном договоре.

8) Мужу следует с пониманием и терпением принять некоторые неприятности, причиняемые ему женой.

На протяжении долгих лет совместной жизни человек неизбежно замечает в другом что-то, что ему не придётся по душе. Ведь любой человек создан слабым и с каким-либо недостатком. Потому мужу следует проявить терпение и выдержку. Но это не в вопросах, касающихся Последней жизни. Например, если жена оставляет молитву или не постится в Рамадан. Ибо эти дела не из тех, за которыми можно наблюдать с терпением. Речь здесь идёт о тех делах, которые касаются супружеских отношений. В таких делах нужно понимание, особенно в известные дни месяца, когда женщина бывает немного расстроена. Ведь даже от жён Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) происходили упущения, требовавшие прощения и благоразумного восприятия.

9) Муж должен беречь имущество жены и не распоряжаться им без её разрешения.

У жены может быть имущество, доставшееся ей в наследство или полученное в дар, или её месячный оклад, если она работает. Муж не должен требовать от неё это имущество в открытой форме или намёками, или же стараться заполучить обещаниями или угрозами. Он может пользоваться им только с её позволения. Аллах Всевышний сказал:

وَآتُوا النِّسَاءَ صَدُقَاتِهِنَّ نِحْلَةً ۚ فَإِن طِبْنَ لَكُمْ عَن شَيْءٍ مِّنْهُ نَفْسًا فَكُلُوهُ هَنِيئًا مَّرِيئًا

Давайте женщинам их брачный дар от чистой души. Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье

(Ан-Ниса, 4)

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был доверенным человеком имущества своей жены Хадиджы (да будет доволен ею Аллах). Но, несмотря на это, он (да благословит его Аллах и приветствует) не брал с её имущества ничего, кроме того, что полагалось ему по праву за выполненную им работу. И он никогда не торговался с ней относительно того, что он получал от неё, не проявлял гнев или злобу для того, чтобы она давала ему из своего имущества такое количество, которым он был бы доволен. Аллах Всевышний, предостерегая мужа брать что-либо из махра[15] женщины, который может служить соблазном для него и который первоначально принадлежал ему, сказал:

وَإِنْ أَرَدتُّمُ اسْتِبْدَالَ زَوْجٍ مَّكَانَ زَوْجٍ وَآتَيْتُمْ إِحْدَاهُنَّ قِنطَارًا فَلَا تَأْخُذُوا مِنْهُ شَيْئًا ۚ أَتَأْخُذُونَهُ بُهْتَانًا وَإِثْمًا مُّبِينًا  وَكَيْفَ تَأْخُذُونَهُ وَقَدْ أَفْضَىٰ بَعْضُكُمْ إِلَىٰ بَعْضٍ وَأَخَذْنَ مِنكُم مِّيثَاقًا غَلِيظًا

Если вы пожелали заменить одну жену другой и если одной из них вы подарили кантар[16], то ничего не берите себе из этого. Неужели вы станете отбирать это, поступая лживо и совершая очевидный грех? Как вы можете отобрать это, если между вами была близость и если они взяли с вас суровый завет?

(Ан-Ниса, 20-21)

Что тогда можно сказать об имуществе жены, которое она собрала с трудом и мучениями. Брать что-либо оттуда противоречит установленному Аллахом положению мужчины относительно женщины. Оно заключается в том, что мужчина является попечителем женщины и расходует на неё из своего имущества, если даже она и будет богаче него. Пусть остерегаются те, кто на сбережения своих жён строят дома или делают капиталовложения, оформляя всё на своё имя, а затем постепенно начинают присваивать его. Это имущество, добытое недозволенным путём и присвоенное незаконно, кроме того случая, когда всё это делалось с разрешения владельца имущества.

10) Мужчина, который имеет несколько (до четырёх) жён, обязан соблюдать между ними справедливость, что заключается в равном распределении дней и ночей пребывания между ними и одинаковое содержание всех жён. Аллах Всевышний сказал:

إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ وَالْإِحْسَانِ

Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро…

(Ан-Нахль, 90)

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«У кого было две жены, а он склонился только к одной из них, тот предстанет в Судный День, лишенный части своего тела!»[17]

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), отправляясь в путь, бросал жребий между своими жёнами и брал с собой ту из них, на кого падал жребий. Он (да благословит его Аллах и приветствует) даже во время своей предсмертной болезни соблюдал справедливость в распределении ночей до тех пор, пока его жёны не разрешили ему оставаться в комнате Айши (да будет доволен ими всеми Аллах). У Муаза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) было две жены, и он не пил воду у одной из них, если в этот день была очередь другой.

Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках, сделай нас образцом для богобоязненных! О Аллах, исправь положение наших жён и нашего потомства! Даруй нам баракат (благословение) в нашем имуществе и наших детях! Прими от нас! Прости нам наши грехи, помилуй нас! Ты – Слышащий, Знающий! О Аллах, прости грехи нам, нашим родителям и всем мусульманам! Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семейство и всех его сподвижников!

Абдуль-Малик аль-Касим “40 уроков тем, кто застал Рамадан”

Переведено сайтом «Почему Ислам?» www.whyislam.ru


  •  [1] «Сахих» Бухари (5186) и «Сахих» Муслима (60), (1468).
  • [2] «Муснад» Ахмада (2/439) и «Мустадрак» Ибн Маджа (3678).
  • [3] «Муснад» Ахмада (4/446), «Сунан» Абу Дауда (2142) и «Мустадрак» Ибн Маджа (1850), Албаний сказал, что цепочка передатчиков этого хадиса хорошая.
  • [4]«Сахих» Муслима (995).
  • [5] Имеются в виду животные (прим.пер.).
  • [6]«Сахих» Муслима (2328).
  • [7] Дозволенный метод наказания человека путём прерывания с ним отношений на некоторое время (прим. пер.).
  • [8]«Сахих» Муслима (332).
  • [9]«Муснад» Ахмада (2/250), «Сунан» Абу Дауда (1450) и «Мустадрак» Ибн Маджа (1336) и «Сунан» Насаи (3/1609), Албаний в «Сахих аль-джамиъ (3494) сказал, что цепочка передатчиков этого хадиса хорошая.
  • [10]«Муснад» Ахмада (2/472) и  «Сунан» Тирмизи (172).
  • [11]«Сахих» Бухари (2409) и «Сахих» Муслима (1829).
  • [12]«Сахих» Бухари (1975) и «Сахих» Муслима (1159).
  • [13]«Сахих» Муслима (1006).
  • [14]«Сунан» Абу Дауда (2513),  «Сунан» Тирмизи (1688) и «Муснад» Ахмада (4/148).
  • [15]Махр — это свадебный подарок невесте, одно из обязательных условий для заключения брака (прим.пер.).
  • [16]Кантар или кинтар - равняется около 50 кг золота (прим. пер.).
  • [17] «Муснад» Ахмада(2/295),«Сунан» Абу Дауда(2133)  и «Сунан» Насаи (4), Албани в «Сахих аль-джамиъ» (6515) подтвердил достоверность этого хадиса.