Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Царю Судного дня. Поистине, кого Аллах (Свят Он и Велик) поведет прямым путем, того никто не сможет сбить с прямого пути. Кого же Аллах (Свят Он и Велик) введет в заблуждение, то не найдете ему наставника. Мир и благословение лучшему из людей, последнему пророку и посланнику, Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), и всем тем, кто последовал за ним до Судного Дня.

О те, которые уверовали, Всевышний Аллах (Свят Он и Велик) многократно призывает нас к тому, чтобы мы боялись и страшились Аллаха должным образом, и не покидали этот мир иначе как будучи мусульманами. Аллах говорит:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالًا كَثِيرًا وَنِسَاءً وَاتَّقُوا اللَّهَ الَّذِي تَسَاءَلُونَ بِهِ وَالْأَرْحَامَ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلَيْكُمْ رَقِيبًا

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обох. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами» (сура 4, аят 1).

О те, который уверовали, Всевышний Аллах (Свят Он и Велик) указал на каждое деяние, которое может ввести человека в Рай. И также Всевышний Аллах указал на деяния, которые Он не простит. Деяния и грехи, которые по своей тяжести и мерзости настолько весомы, что Всевышний Аллах (Свят Он и Велик) их не простит. Мы знаем, что по своей тяжести грехи делятся на три вида. Грехи, которые выводят человека из Ислама, которые делают человека немусульманином, которые полностью аннулируют благие деяния человека – это куфр, неверие, и это ширк, многобожие, большое многобожие. А также деяния, которые являются большими грехами, но они по своей тяжести также отличаются друг от друга. И есть малые грехи.

Всевышний Аллах (Свят Он и Велик) предостерегает верующих от любых из этих трех видов грехов, какими б они не были. Потому что порою человек думает, что малый грех – это несерьезно. Он позволяет его себе единожды, дважды, трижды, и уже не замечает, как тот становится для него обыденным и, как будто, дозволенным. Так же обстоит дело и с большими грехами. Вначале человека может мучить совесть, но когда он грешит два, три, четыре раза, то его сердце уже не реагирует. Более того, он начинает считать это дозволенным для себя, или ищет какие-то исключения для себя, совершая тот или иной поступок. Но это не что иное, как козни шайтана, которые он приготовил для людей. Ведь Всевышний Аллах (Свят Он и Велик) предостерегает нас от шайтана. И Аллах говорит, что он не просто шайтан, а называет его «явным врагом». Опаснее его для человека нет.

В достоверном хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда наступает середина месяца Шаабан, Всевышний Аллах (Свят Он и Велик) прощает грехи всем людям, кроме двух категорий - многобожников и враждующих». И это те, которые нарушили права Аллаха и нарушили права рабов Всевышнего Аллаха. Двум людям Аллах не простит в этот день – мушрику (многобожнику) и мушахину. Мушахин – это человек, который в сердце своем таит ненависть, злобу, неприязнь, зависть к мусульманину.

Кто такой мушрик? Кто такой многобожник? Мы часто в Коране встречаем аяты, в которых Аллах упоминает категорию грешников и называет их многобожниками. Это те, кто придает Аллаху равных. Это те, кто нарушает права Аллаха в Его Господстве. Это те, кто отрицает Бога (атеисты). Либо те, которые говорят, что наряду с Аллахом есть еще творец. Это те, кто нарушает права Аллаха в Его поклонении. Мы все знаем, что единственный, кто заслуживает поклонения, мольбы, зова, упования, страха, надежды - это только Аллах. И заслуживает на самом деле, потому что благодаря Ему существуем мы, существует все, что окружает нас. И поэтому Он достоин благодарности. И тот, кто благодарит кого-то, помимо Аллаха, взывает к кому-либо, помимо Аллаха, надеется на кого-то, помимо Аллаха, страшится кого-то, помимо Аллаха или любит кого-то, помимо Аллаха, нарушает права Всевышнего Аллаха. Таким образом он совершает один из величайших грехов - ширк, многобожие.

Также из нарушений прав Всевышнего Аллаха является нарушение прав Аллаха в Его прекрасных именах и атрибутах. Всевышний Аллах не подобен никому и ничто не подобно Ему: ни люди, ни создания не похожи на Аллаха. Потому что Всевышний Аллах (Свят Он и Велик) самодостаточный и совершенный. Всевышний Аллах сам Себя описал в Коране и устами посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) описал Себя в достоверной Сунне. Имена и атрибуты, которые Аллах упомянул в Коране и в достоверной Сунне, являются именами и атрибутами Аллаха, которые никто не имеет права искажать, отменять, отвергать, уподоблять им творения Аллаха, либо задаваться вопросом «Какой Аллах?» Таким образом, человек, который уподобляет Аллаха его творению, нарушает права Аллаха. Человек, который уподобляет творения Аллаха самому Аллаху, нарушает права Аллаха. Кто искажает смысл имен Аллаха, говоря: «Аллах – Ар-Рахман, но это не означает Милостивый» - нарушает права Аллаха. Или когда Аллах (Свят Он и Велик) о себе сказал, что Аллах видит, слышит и говорит, но человек искажает смысл и говорит: «Слышит не так, как слышит. Это не слух» и другие подобные вещи, то это также является нарушением прав Всевышнего Аллаха. Такие примеры встречаются часто. И когда человек посягает на права Всевышнего Аллаха, он пересекает красную черту. Переступив красную черту, человек попадает в категорию людей, которым Аллах не простит их грех, если они умрут с этим грехом. Потому что Аллах говорит в Коране:

إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاءُ

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей» (сура 4, аят 48).

Никогда не простит Аллах приобщение к нему равных, но простит все, что меньше этого. Для того, чтобы понять этот момент глубже, обратите внимание на хадис-Кудси, в котором Аллах говорит:

«Если в Судный День ко Мне мой раб придет с грехами и они будут размером с Землю, и он не приобщит ко Мне равных, не совершит ширк, не будет нарушать Мои права, то я ему дарую столько же прощения, сколько у него было грехов».

Получается, что самый-самый гнусный и страшный грех, который Аллах не простит человеку, это приобщение к Нему равных.

Каждый может сказать, что он мусульманин и не приобщает к Аллаху равных. Но почему же тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) упомянул об этом в хадисе о достоинстве Шаабана? И это обращение в основном направлено к мусульманам. Это указывает на то, что мусульманин может нарушить права Аллаха. И поэтому он должен бояться этого. Сегодня мы можем наблюдать, как люди говорят об Аллахе без знания, описывают Его без знания. Сегодня, когда существует Кааба, люди совершают таваф и хадж к могилам «святых». Люди обращаются и молятся «святым». Люди одевают и носят амулеты, обращаются к колдунам и предсказателям. Но в то же время они называют себя мусульманами. Не зная, не замечая, что эти поступки категорически противоречат принципам Ислама. Поэтому для того, чтобы ни ты, ни твоя семья, ни родственники, ни близкие не попали в ширк, многобожие, которое сжигают благие деяния, как сжигает огонь дерево, необходимо выходить из категории невежественных относительно знаний о Всевышнем Аллахе и Его религии. Следует изучать, что такое Единобожие. Следует изучать, что такое Многобожие, для того, чтобы оставаться единобожником. Знать виды многобожия и чего стоит остерегаться. Ведь сами пророки, и Ибрагим, мир ему, отец пророков, говорил: «О Аллах, спаси меня и мой род от поклонения идолам». Они боялись попасть в ширк, в многобожие, зная, насколько этот грех может быть тяжким.

Сегодня мы можем встретить людей, которые приписывают Аллаху то, что приписав человеку, сделало б его калекой, неполноценным. Но почему Аллах (Свят Он и Велик), который является обладателем самых прекрасных, самых полноценных, самых достойных имен и атрибутов, заслуживает того, чтобы Ему что-то приписывали, что-то искажали, меняли или отрицали. Бойтесь Аллаха (Свят Он и Велик) в этом. Чтобы не оказаться из тех, которые взяли на себя ответственность что-то приписать Аллаху, или уподобить Аллаху, или исказить, сказав: «Нет, Аллах не такой». Самое лучшее толкование, это толкование сподвижников, которые жили в эпоху Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и понимали, о чем тот или иной аят. И первая категория, о которой говорится в хадисе, это мушрик, это многобожник. Сколько бы мы не говорили об этой теме, не открывали ее и не разъясняли, этого будет мало, потому что каждый раз, читая Коран и хадисы, останавливаемся на самом страшном грехе -  многобожии. Поэтому следует знать, что такое многобожие, чтобы не впасть в него. Ведь посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), упоминания семь смертных грехов, первое, что упомянул – это многобожие.

Далее, кого посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) упомянул в хадисе – это мушахин. Обратите внимание, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) упомянул в этом хадисе две категории людей. И в своей совокупности грехи делятся на две категории: грехи, которые нарушают права Всевышнего Аллаха, и грехи, которые нарушают права рабов Всевышнего Аллаха либо права людей. И если мы посмотрим на грехи людей, то увидим, что это, либо нарушение прав Аллаха, либо нарушение прав людей. И то и другое является величайшими грехами. И это говорит о том, что тебе не позволительно, о, брат и сестра, считать, что если, ты выстаиваешь тахаджуд-намаз, держишь дополнительные посты, даешь садака, ты вправе нарушать права своих родителей, своей семьи, своих соседей, родственников, друзей и людей в целом.

Порою человек думает, что если он нарушил права человека, то это простится в Судный День. Самое главное выполнять обязательства Аллаха. И это огромнейшая и глубочайшая ошибка. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в хадисе сказал следующее: «Когда наступает середина месяца Шаабан, Всевышний Аллах (Свят Он и Велик) смотрит на своих рабов, и прощает всем верующим и наполняет грехами неверующих. И Всевышний Аллах оставляет тех, кто несет в душе злобу и ненависть, до тех пор, пока они не оставят это». Относительно мушахина Ибн Касир сказал: «Мушахин – это тот, кто несет любую злобу в душе». Аль-Аузаи сказал: «Мушахин – это тот, кто вносит нововведение, и тот, кто является раскольником в джамаате». Если мы посмотрим на два этих определения, то увидим, что в обоих случаях мушахин – это тот, от кого исходит зло. Это может быть зависть, ненависть, неприязнь, все то плохое, что человек может в душе держать по отношению к своему брату-мусульманину или сестре-мусульманке.

Поэтому как часто человек ошибается, думая, что Аллах его простит, либо просит и делает дуа Аллаху, но в то же время, возможно, рядом в мечети есть человек, которого он ненавидит, или на которого он держит обиду, или которому он завидует. Поэтому человек должен понимать, что прощение Всевышнего Аллаха его коснется тогда, когда из его сердца также будет исходить желаемое им, то есть, прощение. И поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал в хадисе: «Если желаете быть прощенными, умейте прощать».

Если в твоем сердце есть ненависть, злоба, зависть – все, что несет зло в общество, привносит раскол в джамаат, в умму, то от этого ничего доброго не стоит ждать. И боясь оказаться из этой категории людей, сподвижники однажды спросили посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Кто является самым лучшим человеком?» Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это правдивые словами и незапятнанные сердцем». И тогда сподвижники сказали: «О, Посланник Аллаха, правдивые словами - нам понятно. Но кто эти вторые?» Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это чистый и богобоязненный, это тот, на ком нет греха, это тот, кто не несет в душе вражду, ненависть и зависть». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал две вещи, придерживаясь которых, ты станешь одним из лучших людей. Это быть правдивым в своих словах, говорить правду, не смотря на то, приятна она тебе или нет, это чтоб из твоих уст не исходило ничего, кроме доброго, это отсутствие обмана, сплетен, клеветы, оскорбления и всего того злого, что может срываться с языка. И второе – чистое сердце. Чистое сердце, это не когда я говорю о себе «Я боюсь Аллаха», или когда нам говорят «Бойся Аллаха», а в ответ на это у нас в душе возникает какое-то высокомерие, и мы отвечаем: «Не учи меня. Я боюсь Аллаха» или же «Сам бойся Аллаха». Чистое сердце – это сердце, в котором нет ни грязи, ни грехов, ни вражды, ни ненависти, ни зависти.

Обратите внимание на множество примеров из Сунны Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и Священного Корана. Зависть братьев Юсуфа привела их к тому, что они были готовы убить своего брата, и они бросили его в колодец. Ненависть, которая есть в душе человека, она также за собою несет гнусные поступки. И обратите внимание на лицемеров, которые были во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Неся в душе вражду и ненависть, они отравляли Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), они посягали на его честь, они обвинили самую лучшую, чистую женщину на свете, Айшу (пусть будет доволен ее Аллах), в прелюбодеянии. Посмотрите на зависть, ненависть и злобу, которую люди несут в своей душе, в истории Ислама. Сколько среди сподвижников было войн и фитны, сколько путем зависти и ненависти ставили и ставят подножки мусульманам во всем мире. К сожалению, читая разные идеологические мысли и тексты, мы все больше приходим к выводу, что, если человек ошибается в каких-то вопросах религии, то нужно иметь к нему ненависть, злобу. Или мешать друг другу в каких-то делах, не давать развиваться, думая, что человек будет и дальше распространять свои нововведения. Но часто люди забывают, что есть злоба  и ненависть к самому греху, но не к человеку. И поэтому, если твой брат-мусульманин оступился, сделал какой-то грех, у тебя должна быть ненависть или неприязнь к самому греху, но не к нему лично. Он остается твоим братом-мусульманином. Но у нас произошла подмена понятий. Порою для мусульман ближе стают немусульмане. И все это из-за неправильного понимания.

Поэтому Всевышний Аллах (Свят Он и Велик), чтоб воспитать верующих, сказал:

رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِّلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَءُوفٌ رَّحِيمٌ

«Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты — Сострадательный, Милосердный» (сура 59, аят 10).

Аллах (Свят Он и Велик) обучил двум принципам в этом аяте. Делать дуа за своих братьев, не важно, кто бы они ни были (имеется ввиду, какие б грехи они не совершали, как бы они не оступались), просить: «Аллах, прости их, исправь их, помилуй их». Делать дуа за верующих, особенно тех, которые уверовали ранее, либо опередили нас в некоторых благих деяниях, которые лучше нас в каких-то вопросах. И просить у Аллаха уберечь нас от ненависти к ним. Это и есть этикет взаимоотношений между мусульманами. Это не означает, что надо принимать и поощрять грехи других – нет! Как брат-мусульманин, ты должен сделать наставление, порицать наедине, но при этом делать дуа за него и иметь ненависть к его греху, но не к нему самому.

О те, которые уверовали, Всевышний Аллах прощает каждому, кто взывает к нему. Но также мы должны обратить внимание на то, что порою наши деяния являются причиною того, простит нас Аллах или нет. И остерегайтесь оказаться из двух категорий, указанных в хадисе: среди многобожников и среди тех, кто несет злобу к верующим.

Я прошу Аллаха, Свят Он и Велик, дать нам правильное понимание Корана и Сунны, и чтоб Аллах уберег нас, наши семьи и наше потомство от попадания в многобожие, простил нам грехи, явные и скрытые, очистил наше сердце от многобожия, от лицемерия, от ненависти, зависти и всего дурного, что оно несет в общество. Просите у Аллаха прощения, ведь Он Прощающий, Милосердный.

Пятничная хутба. Сулейман Хайруллаев