О те, которые уверовали, бойтесь Аллаха (Свят Он и Велик) должным образом, и покидайте этот мир не иначе, как будучи мусульманами.

О те, которые уверовали, Всевышний Аллах (Свят Он и Велик) ниспослал руководство для жизни каждому мусульманину. И для того, чтобы это руководство было ясным и понятым, Он отправил лучшего из людей, Он отправил учителя, Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Читая Коран и Сунну посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы сможем увидеть, что Ислам это не просто сухая теория, которую надо читать и не следовать ей. Это теория, которая наполнена жизнью. Ее сможет понять только тот, кто воплотил ее в жизнь. Для остальных же она будет являться всего лишь теорией, порою даже дикой и непонятной. Мы часто видим, как немусульмане не могут понять некоторые предписания мусульман, их разум не в состоянии понять это. Но бывает, что и мусульмане не могут понять друг друга, потому что часть из них старается претворять Ислам в жизнь, каждый аспект этой религии, другие ж ограничились только важным и обязательным. Ответ на это кроется в словах Всевышнего Аллаха, когда Он описывает верующих и говорит:

«Когда им читали аяты Милостивого, они падали ниц и рыдали» (сура 19, аят 58)

Когда им читают аяты из Корана, их сердца содрогаются и глаза наполняются слезами. Это деяния сердца. Сердце человека может быть черствым, а может быть мягким. Один человек читает аяты из Корана и на его глаза наворачиваются слезы, его сердце содрогается. Когда эти же аяты читает другой человек, то его сердце может и не содрогнуться. И это все потому, что человек ограничивается главным и основным и считает, что этого ему достаточно. Да, возможно, этого будет достаточно, чтобы войти в Рай, но для того, чтобы почувствовать сладость религии, сладость и мудрость законов Всевышнего, человеку надо немного больше этого. И поэтому каждый мусульманин должен знать, что предписания религии – это не просто тексты, которые должны быть записаны в книги и оставаться сухими. Нет! Они должны претворяться в жизнь.

Всевышний Аллах (Свят Он и Велик) описал категории людей, дал критерии верующим, которых он любит, которые заслужат Рай, и тем самым показал, что религия охватывает все аспекты жизни. Она сохраняет права Аллаха, она сохраняет права человека, права всех людей и их взаимоотношения. А также религия – это прекрасный нрав и воспитание.

Всевышний Аллах в самом начале суры «Верующие» описывает самые главные критерии верующих, которыми они должны обладать. И когда у Айши, жены посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), спросили, каким был посланник Аллаха и каким был его нрав, она сказала почитать первые аяты суры «Верующие».

Аллах говорит в этих аятах:

قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ

«Воистину, преуспели верующие» (сура 23, аят 1).

Аллах говорит в прошедшем времени, чтобы показать, что эти верующие точно почувствуют сладость победы и достижения завтра, когда встретятся с Аллахом.

Далее Аллах говорит:

الَّذِينَ هُمْ فِي صَلَاتِهِمْ خَاشِعُونَ

«которые смиренны во время своих намазов» (сура 23, аят 2).

Кто же смиренный в своих молитвах? Это те, которые во время молитвы сохраняют спокойствие и смирение в своих намазах. Они не читают молитву для «галочки», в их молитвах присутствует сердце, и спокоен их разум, и спокойны их органы. Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) увидел человека, который играет своей бородой во время молитвы. И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы спокойным было его сердце, то спокойными были бы его органы». В другом хадисе посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не бегите на намаз, а идите на намаз. И пусть над вами будет преобладать спокойствие. Если что-либо из молитвы вы упустите, то дополните». Это говорит о том, что намаз для верующего, это не просто какие-то действия, которые надо выполнить и сразу же бежать дальше. Молитва - это не время для подсчета прибыли вашего бизнеса, молитва – это не время подумать о своих проблемах – нет! Молитва должна тебя успокоить, ты должен быть спокоен в молитве, твое сердце должно быть спокойным.

Поэтому Всевышний Аллах упомянул главный критерий, который он любит – это спокойствие, уравновешенность в намазе.

Далее Всевышний Аллах говорит:

وَالَّذِينَ هُمْ عَنِ اللَّغْوِ مُعْرِضُونَ

«которые уклоняются от праздного [оставляют все такие дела, слова и мысли, которые не ведут к довольству Аллаха]» (сура 23, аят 3).

Это издевательства, матерные слова, это сплетни, наветы и клевета. Аллах не любит, когда люди своим словом причиняют вред и страдания кому-либо. И верующий – это тот, который, когда слышит порицаемое, минимум, что он делает, отворачивается и не принимает участия в этом.

Аллах (Свят Он и Велик) также говорит:

وَإِذَا سَمِعُوا اللَّغْوَ أَعْرَضُوا عَنْهُ وَقَالُوا لَنَا أَعْمَالُنَا وَلَكُمْ أَعْمَالُكُمْ سَلَامٌ عَلَيْكُمْ لَا نَبْتَغِي الْجَاهِلِينَ

«А услышав праздные речи, они отворачиваются от них и говорят: «Нам достанутся наши деяния, а вам — ваши. Мир вам! Мы не желаем следовать путем невежд» (сура 28, аят 55).

Также Аллах говорит:

وَالَّذِينَ لَا يَشْهَدُونَ الزُّورَ وَإِذَا مَرُّوا بِاللَّغْوِ مَرُّوا كِرَامًا

«Они не свидетельствуют лживо (или не присутствуют при лживых разговорах), а когда проходят мимо праздного, то проходят с достоинством» (сура 25, аят 72).

Самое гнусное и мерзкое деяние, мерзкий грех – это сплетни. Это обвинение человека в том, что он не делал никогда. Все, что человека обижает: маты, сплетни, обман, клевета. Аллах (Свят Он и Велик) ненавидит такие вещи. И украшает верующего то, что он никогда не принимает в этом участия. И более того, он является из тех, кто порицает это.

Часто бывает, что люди собираются на каком-то собрании, и кто-то начинает сплетничать о ком-то, и все сидят и слушают молча, или, что еще хуже, поддерживают такое поведение. И люди не ощущают, что становятся соучастниками греха. Поэтому Всевышний Аллах говорит, что верующие отворачиваются от подобных вещей и покидают такие собрания. А самым лучшим является тот, кто остановит это, если имеет такую возможность.

Также Всевышний Аллах (Свят Он и Велик) говорит:

وَالَّذِينَ هُمْ لِلزَّكَاةِ فَاعِلُونَ

«которые выплачивают закят» (сура 23, аят 4).

Всевышний Аллах любит щедрых рабов, тех, которые выплачивают закят из того, чем Всевышний Аллах (Свят Он и Велик) их наделил. Самое худшее качество человека – это скупость. И Аллах (Свят Он и Велик) говорит об этом в Коране. Скупость погубит таких людей, и в Судный День их же скупость будет душить их.

Верующий ведет счет своему имуществу, и он отсчитывает ровно год для того, чтобы выплатить закят. Также он тот, кто выплачивает садака. Он расходует из того, чем Аллах (Свят Он и Велик), наделил его. О достоинстве садака и закята существует множество аятов и хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). И достаточно того, что садака и закят гасят гнев Всевышнего Аллаха.

Всевышний Аллах (Свят Он и Велик) говорит:

وَالَّذِينَ هُمْ لِفُرُوجِهِمْ حَافِظُونَ

«которые оберегают свои половые органы от всех» (сура 23, аят 5),

إِلَّا عَلَى أَزْوَاجِهِمْ أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُمْ فَإِنَّهُمْ غَيْرُ مَلُومِينَ

«кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания» (сура 23, аят 6).

Всевышний Аллах (Свят Он и Велик) определил критерий верующего. Аллах не сказал, что это тот, который не делает, Он сказал, что это тот, который оберегает. Это тот, кто потупляет взор, кто не смотрит на запретных женщин, не здоровается с ними за руку, не остается с ними наедине. Как говорится в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Если мужчина и женщина останутся наедине, то третьим будет шайтан». Мужчина и женщина не должны проверять свой иман, думая, что контролируют себя. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что третьим будет шайтан, а значит, вы обязательно будете обмануты, только если Аллах не помилует вас. Это говорит о том, что верующий должен оберегать свою честь, свое достоинство и избегать всего того, что может привести к прелюбодеянию, или того, что может унизить и оскорбить честь мужчины или женщины.

Сегодня мы знаем, что прелюбодеяние является запретным (харам), но часто люди позволяют себе непристойное, позволяют то, что является порицаемым, как в религии, так и в их традициях и воспитании. Мужчины и женщины не потупляют взор, видя друг друга. А к чему это приводит? Человек, который, вроде, хочет жениться, хочет сделать халяль, начинает непристойным образом искать себе жену. Он думает, что увидев мусульманку на улице или в мечети, может подойти и предложить ей выйти замуж, или познакомится с ней. Покажите хотя бы один текст из Корана или Сунны, который указывал бы на подобные действия. У каждой женщины есть опекун. И каждый, кто желает посвататься к женщине, должен обращаться через него к ней. И если мужчина увидел женщину, и она ему понравилась, он должен найти достойный подход, чтобы не обидеть и не оскорбить ее.

Нередко бывает, что на улицах пытаются познакомиться с замужними женщинами. Если женщина не с животом и не с ребенком, не значит, что она не замужем! Она не должна доказывать это, показывая вам кольцо. Не надо преследовать женщину, пытаясь с ней познакомиться. Это ее пугает, унижает и обижает. Как человек хочет прийти к дозволенному через непристойное?

Аллах (Свят Он и Велик) говорит «те, которые оберегают…», это говорит о том, что даже когда они сватаются, то делают это достойным образом. Не общаются запретным образом. Тем более, если они замужние. Сегодня человек может быть обманут шайтаном. Человек может считать, что он занимается общественными делами, рассылкой книг, призывом, обучением и так далее, но ты видишь, как посредством этого замужние начинают общаться, и в итоге это приводит к запретному и распаду семей.

Это все вопросы воспитания. В этой мечети есть представители разных народов, в каждом народе есть традиции, как свататься. Даже если посмотреть через призму традиций, то человек будет понимать, что подойти на улице к женщине непристойно. Это унижает ее. Особенно ту, которая никогда не общалась с мужчинами. Побойтесь Аллаха и потупляйте ваши взоры. Когда заходите в мечеть, даже если видите, что женщины проходят мимо вас, не нужно рассматривать и кричать: «Братья, жените меня». И также женщины должны потуплять свои взоры. В бракосочетание присутствует культура, которая предписана Аллахом, которую человек должен соблюдать и не нарушать. Бойтесь Аллаха (Свят Он и Велик) и оберегайте свою честь и достоинство.

Аллах говорит:

فَمَنِ ابْتَغَى وَرَاءَ ذَلِكَ فَأُولَئِكَ هُمُ الْعَادُونَ

«а кто же устремится за пределы этого [будет искать близости вне дозволенного Аллахом], то такие (уже) (являются) преступниками [теми, которые нарушают границы дозволенного и запретного, установленные Аллахом]» (сура 23, аят 7).

Всевышний Аллах продолжает описывать прекрасные качества верующего, которые Он любит. Если эти качества будут в верующем, то он будет любимый Аллахом и его полюбят люди.

Аллах (Свят Он и Велик) говорит:

وَالَّذِينَ هُمْ لِأَمَانَاتِهِمْ وَعَهْدِهِمْ رَاعُونَ

«которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры» (сура 23, аят 8).

Эта тема является болезненной для нас и современного общества. Аллах упоминает тех, которые берегут вверенное им, не важно, это слова, имущество или что-то другое. И те, которые соблюдают свои договора, соблюдают свои обещания, которые они дали. Посланник Аллаха (мир и  ему благословение Аллаха) в хадисе сказал:

«Придет время, когда люди не будут беречь доверенное им, тогда ожидайте наступления Судного Дня».

Посланник Аллаха (мир и  ему благословение Аллаха) сказал:

«Есть три признака лицемера (в другом хадисе говорится - четыре): если он говорит, то лжет, если ему доверяют, то он предает, если он обещает, то он не выполняет, если он заключает договора, то он обязательно не соблюдает их».

Аллах (Свят Он и Велик) говорит в Коране:

إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُكُمْ أَن تُؤَدُّوا الْأَمَانَاتِ إِلَى أَهْلِهَا وَإِذَا حَكَمْتُم بَيْنَ النَّاسِ أَن تَحْكُمُوا بِالْعَدْلِ إِنَّ اللَّهَ نِعِمَّا يَعِظُكُم بِهِ إِنَّ اللَّهَ كَانَ سَمِيعًا بَصِيرًا

«Поистине, Аллах повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его и, (также Он повелевает) когда вы судите среди людей, то судить по справедливости. Ведь Аллах – как прекрасно то, чем Он увещает вас! Поистине, Аллах – Слышащий (и) Видящий!» (сура 4, аят 58).

Если вам дали что-либо на хранение, доверили вам что-либо, даже пусть это будет тайна или секрет, вы должны это сохранить. А если приходит время вернуть доверенное, то нужно вернуть его хозяину.

О те, которые уверовали, сегодня мы живем в такое время, когда мужчины дают слово и подтверждают свои договора именем Аллаха, но они их не соблюдают. Сегодня, если тебе дали обещание, то большая вероятность того, что обещание не будет выполнено. Сегодня если кому-то вверишь аману, то эта амана станет достоянием общества. Человек отдает на хранение свое имущество, а ты видишь, как это имущество расходуется и не возвращается.

Сегодня мусульмане стараются создавать различные совместные компании для халяльного заработка, но ты видишь, как они, не начав даже работать, сорятся и разбегаются, как они не выполняют обязательства, что их договора – это договора риба и харама. А если кто-то кому-то что-то пообещал, неважно, это муж жене или жена мужу, или брат брату, или сестра сестре, то человек считает, что может это не выполнять. За каждое данное слово человек будет спрошен.

Аллах (Свят Он и Велик) говорит:

وَالَّذِينَ هُمْ عَلَى صَلَوَاتِهِمْ يُحَافِظُونَ

«которые берегут свои молитвы [исполняют вовремя и надлежащим образом]» (сура 23, аят 9).

Обратите внимание, Аллах вначале сказал, «те, которые смиренны в молитвах», тут Аллах говорит «те, которые берегут молитвы». Это те, которые совершают молитвы вовремя. Всевышний Аллах дал человеку 24 часа в сутках. Один намаз занимает 5 минут времени, максимум 10. Всего лишь 5 намазов – 25 минут (если считать по 5 минут). Аллах дал 24 часа и попросил всего лишь 25 минут. И ты видишь, как человек говорит, что у него нет времени. Главное - вера в сердце, сердце чистое, а 25 минут для Аллаха не нашлось. Он найдет кучу оправданий: «я хочу спать», «я устал», «у меня работа», «у меня дела». И так проходит вся жизнь. Часто люди откладывают на потом, говоря: «Ин ша Аллах, постарею, потом у меня будет много времени, и я буду совершать молитвы». Вот он постарел, он говорит: «у меня колени болят», «я омовение не держу», «у меня давление, я опускать голову не могу». И ты видишь, что его жизнь прошла, и человек ушел из этого мира без намаза. Но когда он придет к Аллаху, первое, про что Аллах спросит – это намаз. И поэтому Аллах любит тех, кто оберегает молитвы. Это те, кто совершает свои намазы вовремя и должным образом.

Всевышний Аллах (Свят Он и Велик) говорит:

أُولَئِكَ هُمُ الْوَارِثُونَ

«Именно они являются наследниками»(сура 23, аят 10).

Наследниками чего? Аллах отвечает:

الَّذِينَ يَرِثُونَ الْفِرْدَوْسَ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

«которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно» (сура 23, аят 11).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если вы просите у Аллаха Рая, то просите Фирдаус. Это наивысшая степень Рая».

О те, которые уверовали, эти качества Аллах упомянул в Коране. Качества и критерии, которыми должен обладать каждый мусульманин. Мы не должны думать, что кто-то другой должен быть таким, но не мы. Чем больше человек будет приближаться к Аллаху этими благими деяниями: верой в Аллаха, соблюдением Его религии, предписаний Его религии и лучшими нравственными взаимоотношениями среди людей, то такой человек будет любим Аллахом в этом мире и войдет в Райские сады в будущем мире.

Часто человек задается вопросом: я хочу что-то в себе улучшить, хочу стать лучше. Посмотри, каким ты должен быть. Если ты будешь по-настоящему таким и в душе, и в делах, то ты будешь лучшим в обоих мирах.

Я прошу Аллаха, Свят Он и Велик, чтобы Он простил нам наши грехи, явные и скрытые. Просите у Аллаха, Свят Он и Велик, прощение, ведь Он – Прощающий, Милосердный.

Пятничная хутба

Шейх Сулейман Хайруллаев.