Всевышний Аллах избрал Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) для очень важной миссии, цена которой – счастье в этом мире и в Следующей жизни. Представьте, что у кого-то сейчас в кармане лежит письмо, в котором рассказан секрет достижения счастья в обоих мирах. Любой из нас отдал бы многое ради того, чтобы прочитать эти слова.


Всевышний Аллах отправлял всех пророков и посланников с одной единственной миссией – донести до человека «Ля иляха илля Ллах». Когда человек это слышит, то думает, что это что-то простое, всего лишь слова, которые он говорит каждый день. Но достаточно ли этого? Неужели пророки были посланы лишь для того, чтобы человек просто сказал «Ля иляха илля Ллах»? Или же тут кроется глубокий смысл?


Всевышний Аллах говорит:


وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَّسُولًا أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ وَاجْتَنِبُوا الطَّاغُوتَ


«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!» (сура 16, аят 36).


К каждому народу был послан посланник с одним повелением - поклоняться Аллаху и избегать многобожия. Каждый из нас, наши дети знают слова «Ля иляха илля Ллах», но отличие состоит в том, насколько глубоко человек понимает значение этих слов.


Что такое «Ля иляха илля Ллах»? Это слова, которые мы говорим, когда просыпаемся утром или ложимся вечером спать, когда мы боимся чего-то или желаем что-либо получить от Аллаха; или же это слова с более глубоким значением? Иногда даже по переводу этих слов на разные языки можно определить, насколько глубоко переводчик понимает их смысл и насколько точно передает их значение.


Значение слов «Ля иляха илля Ллах» - «Нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха». На первый взгляд кажется, что это такие простые слова. Так что же означает «достойный поклонения»? «Нет никого и ничего» - это о чем? Кто бы ни был на земле, кто бы ни был на небесах, живой или неживой, он не достоин того, чтобы ему поклонялись, молились, к нему обращались. Ведь Аллах отправил пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) к народу, у которого было много богов.

Аллах также говорит:

أَمِ اتَّخَذُوا مِن دُونِهِ أَوْلِيَاءَ فَاللَّهُ


«Неужели они взяли себе покровителей и помощников вместо Него?» (сура 42, аят 9).


Это говорит о том, что людям присуще называть кого-либо или что-либо богом. Аллах (Свят Он и Велик) сказал про таких богов, кем бы их люди ни представляли:


إِنْ هِيَ إِلَّا أَسْمَاءٌ سَمَّيْتُمُوهَا أَنتُمْ وَآبَاؤُكُم


«Они — всего лишь имена, которыми нарекли их вы и ваши отцы» (сура 53, аят 23).


А абсолютного поклонения достоин только Один, потому что Он совершенен во всем: в Господстве, в поклонении Ему, в Своих Именах и Атрибутах.


Слова «Ля иляха илля Ллах» - это ключ от Рая. Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто засвидетельствует, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, тот войдет в Рай». Смотрите как просто: сказал «Ля иляха илля Ллах» - и ты обитатель Рая? Подожди. Самое главное надо понять, что у любого ключа есть зубчики, без которых невозможно открыть дверь. И этими «зубчиками» ключа от Рая являются 7 главных условий, которые должен знать каждый мусульманин.


Первое условие – это знание. Знание, без которого человек не сможет понять, что такое «Ля иляха илля Ллах». Без знания человек не сможет понять глубину этих слов и к чему обязывают эти слова. Если вы обращаетесь к кому-то, говоря «мама» или «отец», это вас к чему-то обязывает? Да, это обязывает вас относится к ним почтительно. Когда вы называете после никаха женщину, которая была вам не дозволена, женой, это слово вас к чему-то обязывает? Да, обязывает. Относится к ней, как к супруге, и взять на себя обязательства, которые возлагаются на мужчину в браке. Когда вы обращаетесь к ребенку словами «сынок» или «дочка», это вас к чему-то обязывает? Да, обязывает вас содержать, заботиться и воспитывать этого ребенка. Вот и «Ля иляха илля Ллах» это не просто слова.


Первое, что Аллах говорит:


فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ


«Знай же, что нет божества [достойного поклонения], кроме Аллаха» (сура 47, аят 19).


Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в хадисе говорит: «Тот, кто засвидетельствует, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, будучи знающим – войдет в Рай». Что же человек должен знать? Он должен знать, что эти слова несут в себе обязательства. Если ты произнес «Ля иляха илля Ллах», то ты должен действовать в соответствии со смыслом этих слов. Поэтому каждый верующий, прежде чем говорить «Ля иляха илля Ллах», познает, кто такой Аллах, кто такой Господь. Затем он произносит эти слова, и, произнося их, он должен знать, что они означают.


Второй «зубчик» ключа, второе условие – это убежденность (якын), убежденность в смысле, который несут эти слова. Аллах говорит в Коране:


إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ آمَنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ ثُمَّ لَمْ يَرْتَابُو


«Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений» (сура 49, аят 15).


Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в хадисе сказал: «Тот, кто засвидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха, а затем не усомнится – войдет в Рай». А разум и душа всегда борются, поскольку человека постоянно окружают сомнения. Насколько человек убежден в том, что он говорит – его обязательно испытают в этом. Поэтому, когда человек говорит «Ля иляха илля Ллах», он не должен сомневаться.


Третий «зубчик» ключа, третье условие – это принятие. Принятие всего того, к чему обязывают слова «Ля иляха илля Ллах». А к чему они обязывают? Аллах говорит о правдивости верующих и о принятии того, что Он им повелел:


وَالَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ أُولَئِكَ أَصْحَابُ الْجَنَّةِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ


«А те, которые уверовали и совершали праведные деяния, окажутся обитателями Рая. Они пребудут там вечно» (сура 2, аят 82).


Совершали праведные деяния – означает, что они приняли все предписания Аллаха: совершение пятикратной молитвы, следование за Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), оставление многобожия, не приобщать к Аллаху равных и другое. Они принимают предписания Аллаха, не выбирая и не говоря: «Я это буду делать, а это не буду. Это мне нравится, а это не нравится». Нет! Полное принятие, которое исключает любой отказ. Вот только тогда человек поймет на самом деле, что такое Иман, что означают слова «Ля иляха илля Ллах».


Четвертое условие – это покорность. Эти слова обязывают человека к полной покорности. Аллах говорит:


وَمَنْ أَحْسَنُ دِينًا مِّمَّنْ أَسْلَمَ وَجْهَهُ


«Чья религия может быть прекраснее религии того, кто покорил свой лик Аллаху» (сура 4, аят 125).


Это означает, что человек свое желание не ставит выше желания Всевышнего. Свою волю не ставит выше воли Всевышнего. Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не уверует ни один из вас до тех пор, пока его страсти и желания не последуют за тем, с чем я был послан». Это говорит о том, что в человеке будет всегда идти борьба со своим нафсом (желаниями). Ты хочешь поспать или отдохнуть, но пришло время молитвы; ты хочешь сохранить свое имущество, но пришло время выплаты закята; ты поступаешь праведно с семьей, соседями, родственниками, даже если не очень этого хочешь. Ты делаешь это потому, что тебе это предписано, – это и есть настоящая покорность.


Слово «мусульманин» часто переводят как «покорный». Покорный кому? Себе, своим страстям? Либо же он покорен тому, Кто его сотворил? Покорен Его воле, Его желаниям. Человек тогда почувствует правильность, крепость и сладость веры, когда воплотит это условие в жизнь. И каждый из нас на протяжении своей жизни обязательно будет испытан этим.


Следующий «зубчик» ключа, пятое условие – это правдивость. Правдивость в том, что человек говорит, правдивость в том, во что он верит и в чем убежден.


Аллах говорит:


أَحَسِبَ النَّاسُ أَن يُتْرَكُوا أَن يَقُولُوا آمَنَّا وَهُمْ لَا يُفْتَنُونَ


«Неужели полагают люди, что они будут оставлены, как сказали: «Мы уверовали», и не будут они испытаны» (сура 29, аят 2).


وَلَقَدْ فَتَنَّا الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ فَلَيَعْلَمَنَّ اللَّهُ الَّذِينَ صَدَقُوا وَلَيَعْلَمَنَّ الْكَاذِبِينَ


«Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов» (сура 29, аят 3).


Испытания у каждого разные: кого-то Аллах испытывает деньгами, кого-то одеянием, кого-то в еде, кого-то здоровьем, кого-то в религии. Ведь ты сказал «Ля иляха илля Ллах», и Аллах хочет показать, насколько ты с Ним правдив. Аллах посылает человеку испытания соизмеримые с его Иманом. Кому-то Аллах посылает легкие испытания, а кому-то сложные. Но для чего нужны эти испытания? Для того, чтобы человек укрепился в религии. А если человек является лицемером и лжецом, то так Аллах показывает его сущность. Этот мир тернистый, трудный, непостоянный, когда ты это поймешь, то не будешь обольщаться.


И еще один «зубчик» ключа от Рая, шестое условие – это искренность перед Всевышним Аллахом. Если ты совершаешь свои благие деяния и поступки ради кого-то или чего-то, помимо Аллаха, ради показухи или достижения какого-либо положения, то Всевышний не примет от тебя эти деяния. Поэтому когда человек говорит «Ля иляха илля Ллах», то делает это искренне ради Аллаха, и все действия, которые он совершает в соответствии с этими словами, должны быть искренними. Иначе Аллах обнулит все деяния человека.


Самое последние седьмое условие слов «Ля иляха илля Ллах», самый последний «зубчик» ключа – это любовь. Любовь к Аллаху, любовь к Его религии, любовь к Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не уверует ни один из вас до тех пор, пока я не стану для него любимей, чем он сам, чем его родители, чем его дети и все люди». Любовь - это когда человек ставит то, что любит Аллах, выше того, что любит он сам. Любовь означает, что человек принимает волю Аллаха, предопределение Аллаха должным образом. А лучшим является тот, кто проявляет довольство и любовь к тому, что Аллах предопределил.


Например, человек потерял работу, не поступил в университет или не смог жениться, либо Аллах не дает ему детей, которых он хочет. В таком положении первое, что должен сделать мусульманин, – это принять и сказать: «Аллах, это все от тебя. Я принимаю». Человеку это может быть неприятно и нелюбимо им, но он должен это принять. Высшая степень – это когда человек это принял и даже полюбил то, что Аллах для него предопределил. И абсолютную любовь заслуживает только Всевышний Аллах. Когда любовь к Аллаху заставляет человека оставить то, что гневит Всевышнего, побуждает любить Пророка (мир ему и благословение Аллаха), любить верующих. Ведь Аллах говорит:


إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ


«Воистину, верующие — братья» (сура 49, аят 10).


Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга. Так не указать ли мне вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте приветствие среди вас». Значит смысл нашего братства в том, чтобы мы не просто были братьями, а любили друг друга ради Аллаха. При встрече говорите «Ассаляму алейкум» и добавляйте «ва рахматуЛлахи ва баракятух», добавляйте к этому пожатие руки и еще добавляйте к этому улыбку, так как это садака. А если вы прибыли издалека и друг друга давно не видели, то еще добавьте крепкие объятья. Эти действия и приветствия убирают черствость из сердец и сближают их.


Если мы поймем эти семь условий должным образом и будем применять, то будем крепчать в своей вере. А каждый верующий обязательно будет испытан разными испытаниями. Но когда ты сказал: «О Аллах, Ты – мой Господь, а я – Твой раб», - докажи Аллаху, что ты Его раб. Докажи Аллаху свою правдивость перед Ним: в совершении пятикратной молитвы, в уважении и почитании родителей, в справедливом отношении к супруге, детям, родственникам, окружающим. «Ля иляха илля Ллах» - это вся наша жизнь, вся наша религия. И «Ля иляха илля Ллах» касается каждой сферы нашей жизни. И если ты называешь себя «муваххид» (единобожник), то должен соответствовать этому, жить в соответствие с тем, что ты говоришь.


И запомните, для Аллаха самое любимое дуа, которое говорил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в день Арафата: «Лучшее дуа, с которым я и пророки до меня взывали к Аллаху, возвеличивая Его и восхваляя – это слова: «Ля иляха илля-ллаху вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку ва-ляху-ль-хамду ва хува аля кулли шей'ин кадир» (Нет божества, кроме единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Ему принадлежит власть и хвала. Он способен на всякую вещь).