Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Царю Судного дня. Поистине, кого Аллах (Свят Он и Велик) поведет прямым путем, того никто не сможет сбить с прямого пути. Кого же Аллах (Свят Он и Велик) введет в заблуждение, то не найдете ему наставника. Мир и благословение лучшему из людей, последнему пророку и посланнику, Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), и всем тем, кто последовал за ним до Судного Дня.


О те, которые уверовали, бойтесь Аллаха (Свят Он и Велик) должным образом и не покидайте этот мир иначе как будучи мусульманами. Бойтесь Аллаха и говорите правдивое слово. Аллах исправит ваше положение и простит вам ваши грехи.


Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), описывая этот мир, сказал: «Весь этот мир проклят, и все, что в нем, проклято, за исключением того, что связано с поминанием Аллаха (Свят Он и Велик)». Когда читаешь подобные хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то становится понятно, что он говорил это для того, чтобы верующий всегда стремился к Следующей Жизни (Ахира) и не привязывался к этому бренному миру. Аллах (Свят Он и Велик) также много упоминал об этом мире, чтобы человек не цеплялся за него.


Но в одном из аятов Аллах (Свят Он и Велик) говорит:


الْمَالُ وَالْبَنُونَ زِينَةُ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا


«Богатство и сыновья – украшение земной жизни» (сура 18 «Пещера», аят 46).


Всевышний Аллах (Свят Он и Велик) указал, чему человек может радоваться в этом мире. Но это является для него украшением только в том случае, когда приносит пользу. Если человек приобретает имущество дозволенным способом, избегая и обходя харам, расходует это имущество на пути Всевышнего Аллаха: строит мечети, открывает школы, исламские сады, печатает литературу, содержит бедных, нуждающихся, сирот (способов расходования на пути Аллаха много) - то оно принесет ему пользу.


Аллах (Свят Он и Велик) говорит:


يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَنفِقُوا مِمَّا رَزَقْنَاكُم مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِيَ يَوْمٌ لَّا بَيْعٌ فِيهِ وَلَا خُلَّةٌ وَلَا شَفَاعَةٌ


«О те, которые уверовали! Расходуйте [жертвуйте] из того, чем Мы вас наделили [выплачивайте обязательную милостыню – закят и давайте дополнительные милостыни], прежде чем придет день [День Суда], когда (уже) не будет ни торговли (чтобы получить прибыль или откупиться от наказания Аллаха), ни любви (для спасения), ни заступничества [заступника, который облегчает наказание]» (сура 2 «Корова», аят 254).


Имуществу и богатству человек может радоваться тогда, когда он расходует их должным образом. Такое имущество в этом мире похвально. А также это касается и детей. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побуждал верующих, чтобы они женились на тех, кто много рожает. Зачем? Потому что он хочет гордиться перед всеми пророками и всеми общинами, которые были до него, что его умма самая большая и самая великая.


Но является ли смыслом Ислама просто родить много детей? Эту ли цель преследует Ислам? Конечно же, нет! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побуждал к тому, чтобы человек при выборе себе супруги, выбирал праведную женщину. С какой целью? Чтобы она дала ему праведное потомство. И это потомство, воспитанное должным образом, в дальнейшем (в Ахира) принесло б ему пользу так же, как имущество.


Построенная мечеть, проложенная дорога, выкопанный колодец – это садака аль-Джария. После смерти человек получает от нее пользу. Человек давно в могиле, его уже, возможно, забыли, но Аллах не теряет ничего из наград своих рабов. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) своим собственным примером показывал, какое внимание он уделяет молодому поколению, именно детям, как он их воспитывает, к чему побуждает.


Сейчас в мире существует множество теорий воспитания детей. Но самое проверенное веками – это исламское воспитание. И тому есть множество примеров в истории Ислама: что сделало то поколение детей, которое воспитал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), какую пользу они принесли этому миру. А именно, основоположниками медицины стали мусульмане, они сделали весомый вклад в развитие астрономии, алгебры, геометрии, физики. Мусульмане заложили основы этих наук, а также шариатских наук. Такую науку, как иснад, мир не знал. Представители поколения, которое воспитал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сделали величайшие открытия в светских и шариатских науках. Это и есть результат правильного воспитания. В чем же выражается это правильное воспитание?


Всевышний Аллах (Свят Он и Велик) говорит:


وَمِنْ آيَاتِهِ أَنْ خَلَقَ لَكُم مِّنْ أَنفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِّتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُم مَّوَدَّةً وَرَحْمَةً إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ


«Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милость. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих» (сура 30 «Римляне», аят 21).


Смысл этих слов в том, что мужчина не просто должен сожительствовать с женщиной, а находить душевное спокойствие в ней. Некоторые из муфассиров сказали, что между супругом и супругой Всевышний Аллах (Свят Он и Велик) установил любовь, а также наделил их милостью - детьми. После того, как Аллах наделил человека этой милостью, он возложил на него обязательства. Обязательства ложатся на плечи пастуха, который несет ответственность за свою паству перед Аллахом.


Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в хадисе, который передает Абдуллах ибн Умар, сказал: «Каждый из вас является пастухом и отвечает за свою паству и в этом мире, и в будущем мире». Амир (правитель мусульман) является их пастухом и отвечает за людей, которыми он правит, мужчина является пастухом своей семьи и отвечает за свою паству, женщина является пастухом в доме своего мужа и отвечает за детей и те обязательства, которые на нее возложены.


Этот хадис указывает на то, что когда мужчина находит себе пару, они заключают договор (никях) и берут на себя обязательства. Когда Аллах дарует им ребенка, то они оба берут обязательства перед Аллахом за этого ребенка. Что в эти обязательства входит и чьи это обязательства? Папы или мамы? Или кого-то одного из них? Ислам это пояснил. Дети являются ответственностью обоих родителей. Ответственность заключается в материальном содержании ребенка, в ухаживании за ребенком, а также в воспитании ребенка: физическом, умственном и духовном. Поэтому, если кто-то думает, что отцу, как главе семьи, достаточно принести одежду и пропитание, а воспитанием должна заниматься мать, то это не так. Если ребенок невоспитанный, то виновата не мать, а в первую очередь, виноват отец, так как допустил к воспитанию только мать. Всевышний Аллах возложил воспитание ребенка на обоих родителей.


В другом хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:


«Если человек умрет, возложив на себя обязательства за кого-либо и не выполнив их должным образом, то его местом пребывания будет Огонь». В другой версии хадиса говорится: «Для него запрещен Рай». То есть, если человек взял на себя ответственность за что-либо и оставил это, не выполнив должным образом, то он будет лишен Рая. Сюда относится абсолютно все: амирство, отцовские обязательства, обязательства мужа, обязательства супруги, обязательства перед детьми.


С чего же начинается воспитание? Воспитание начинается с выбора матери. Воспитание начинается не с момента, когда человек приводит своего ребенка в мечеть, чтобы его там воспитывали. Многие думают, что воспитание начинается с того момента, когда ребенок начнет понимать то, что ему говорят. Воспитание начинается с построения взаимоотношений отца и матери в доме. Поэтому Всевышний Аллах (Свят Он и Велик) говорит:


«Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милость».


Поэтому Всевышний Аллах (Свят Он и Велик) дал нам детей чистыми, которые не знают ничего плохого и даруют радость своим родителям. И дурной нрав, который приобрел ребенок, или, если он научился чему-то плохому - это ответственность родителей. Они допустили, чтобы ребенок этому где-то научился, или сами вложили в него это, потому что не построили свои взаимоотношения в семье. Ведь взаимоотношения мужа и жены в семье – это первое воспитание детей. И со временем, видя эти упущения, родители начинают копать: где ж ребенок этого нахватался, откуда и почему. А он нахватался этого у себя в доме от своего отца и матери. Если они оскорбляют друг друга, если они не уважают друг друга, если они обижают друг друга - это все отражается на детях. И поэтому при выборе пары надо обратить внимание на то, кого ты выбираешь, и не спешить. Когда человек будет понимать, насколько важна семья, отношения в доме, он увидит отражение этого на своих детях. Дети – это не магнитофон, на который нужно просто записать команды, что «можно», а что «нельзя» - нет! Это неверный подход. Подобно тому, как дети изучают этот мир руками, трогая все, пробую на вкус, так и в воспитании духовной этике, они перенимают все от своего отца и матери, и от того общества, в котором живут.


Мы часто впадаем в крайности в воспитании детей. Воспитание, на котором акцентировал внимание Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) - это духовное, физическое и умственное. И всему есть свое время и основы, с которых нужно начинать. Что означает исламская этика? Это поведение. Как ребенок должен вести себя с матерью, с отцом, с родными братьями и сестрами, с братьями-мусульманами и сестрами-мусульманками, как нужно себя вести за столом, как ложиться спать, как вести себя в мечети, в обществе, в детском саду, в школе, университете. Всему этому ребенок должен научиться дома непосредственно от отца и матери.


Часто мы допускаем ошибку. Если мы хотим, чтобы наш ребенок стал ученым или профессором, то делаем упор на его умственном развитии и забываем про физическую и духовную сторону. Или же хотим сделать из него спортсмена, но невежественного и безнравственного человека. Иногда уделяем внимание только нравственности, и ребенок остается безграмотным и физически слабым. У всех этих крайностей есть побочные эффекты. Поэтому Ислам - это середина, которой человек должен держаться в воспитании своего ребенка. Ты научил ребенка борьбе, научи его также шариатским и мирским знаниям. Пусть он учит языки, знает математику и историю, пусть выучит основы ислама, научи его духовности и этикету. Завтра, когда этот ребенок выйдет в общество – он будет твоим зеркалом. Любой ребенок – это зеркало семьи. Если он порядочный, воспитанный должным образом – это отражение семьи. Если он невоспитанный, с изъянами – это упущения семьи. Ведь смысл не в том, чтоб просто рожать много детей, делать их «бойцами» или «ботаниками», а в том, чтобы воспитывать нравственного, образованного, сильного мусульманина. Этому нас учил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Как-то пророк (мир ему и благословение Аллаха), кушая с мальчиком за столом, увидел, как тот отовсюду хватает еду и быстро ест. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не сказал: «У него есть родители, пусть они им и занимаются». Напротив, он сказал: «Мальчик, скажи: «Бисмиллях». Ешь правой рукой и ешь то, что перед тобой». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мягко, кратко и доступно объяснил это ребенку. И тот до конца своей жизни следовал его совету. (Сообщается, что ‘Умар бин Абу Салама, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В детстве я находился на попечении Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Обычно я протягивал руку к разным концам общего блюда, но (однажды) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: «О, мальчик, скажи: “С именем Аллаха”, ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой!” — и с тех пор я ем только так» (Муслим).


В другом хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал одному юноше: «Если просишь, то проси у Аллаха, и если обращаешься за помощью, то обращайся к Аллаху. И знай, что если соберется народ, чтобы принести тебе в чем-то пользу, то не помогут тебе ни в чем, кроме того, что предписал Аллах для тебя. И если соберутся, чтобы навредить тебе, то не навредят тебе ни в чем, кроме того, что предписал Аллах для тебя. Перья уже подняты, и высохли страницы» (Ахмад 1/293, Ат-Тирмизи 2516, достоверность подтвердил шейх Аль-Албани в «Сахих аль-джами ат-Тирмизи» 2043).


Как-то проходя между детьми, которые стреляли друг в друга с лука, учась стрельбе, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) присоединился к одной из групп и сказал: «Стреляйте, стреляйте!» Они сказали: «Посланник Аллаха, как же нам стрелять? Ведь ты с ними». На что тот ответил: «Я вместе с вами». И тут мы видим, что Посланник Аллаха поддерживал детей в занятии физическими упражнениями. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в хадисе сказал: «Обучайте детей бегу, езде верхом, плаванью, стрельбе из лука».


Ислам гармонично собрал все, что должно быть в мусульманине. Если родителям удастся собрать все это в ребенке, то из него получится, по воле Аллаха, настоящий мусульманин, такой, каким воспитывал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).


Крайность всегда приводит к потере. Каждый мусульманин должен правильно расставлять приоритеты. Иногда человек тратит все свое время на второстепенные вещи, что не является для него обязательным (фард-айн). Тратит время на «желательное» или на «фард-кифая», забывая, что у него дома есть то, что является для него ваджибом. В наше время очень часто семьи допускают ошибки при воспитании детей. Сегодня почему-то многие стремятся в воспитании детей к тому, чтобы ребенок их не трогал: оставил в покое, не трогал после роботы, молчал и не плакал. И как это сделать? Проще всего дать в руки телефон, планшет, компьютер – и ребенок целый день занят. И получается, что твоего ребенка воспитывает порочный окружающий мир, а не ты. Ребенок рядом, но ты им не занимаешься. И в результате дети становятся капризными, непослушными. Родители делают дуа, а результата нет. А проблема в том, что мы совершаем большую глупость. Мы решили, что воспитание – это ребенка накормить, одеть, обуть, спать положить и дать ему доступ к гаджетам. Это то, что убивает наших детей сегодня - когда с детства детям дают выход в Интернет, в соцсети. Мозг ребенка просто не успевает усваивать такое количество информации и «закипает». Если даже взрослый не может справиться с таким потоком информации, то что говорить о ребенке.


Также на поведении ребенка отражаются отношения между родителями. Если родители ругаются при детях, оскорбляют друг друга, то дети все это в себя вбирают. Еще одна ошибка – переложить воспитание собственного ребенка на других. Мы приводим детей в школу, садик или кружок по Корану, и думаем, что наш ребенок станет хафизом с крепким иманом, а мы можем тем временем дальше заниматься своими делами. Очнитесь! Это всего лишь малый процент помощи вам в воспитании. Но главное воспитание остается в ваших домах. Какой вы дом построите для ребенка, таким он и вырастит. Если вы построите праведный дом – он, по воле Аллаха, таким и вырастит, если это дом полный пороков - то и на ребенке это отразится.


Раньше, когда приводили детей в медресе, говорили: «Вот ребенок: кости - мои, мясо - ваше», таким образом, полностью возлагая ответственность за ребенка на учителя, вплоть до наказания. И тогда был результат. Учитель мог исправлять огрехи родителей в воспитании. Сегодня же родители не делегируют такие полномочия учителям. А если за учебу еще платят деньги, то считают себя чуть ли не главнее учителей. Это все навеяно современными тренингами, навязанными немусульманами. Кто сказал, что на ребенка нельзя поднять голос? Что ребенка нельзя шлепнуть? Посланник Аллаха применял метод «кнута и пряника». Он говорил: «Пусть кнут висит у вас, и показывайте ребенку этот кнут».


Всякий раз, когда мы отдаляемся от исламских ценностей, то перенимаем чужие ценности, а потом хотим их объединить. И получается бардак. В результате мы видим, как в мечетях дети «сидят на головах» у взрослых, но никто им ничего не может сказать. Когда мы приводим детей в мечеть, мы хотим в них что-то вложить, хотим, чтобы они были с нами и видели, как мы читаем Коран, требуем знаний, как молимся. Вот для этого надо приводить детей в мечеть, а не для того, чтобы они носились там, круша все на своем пути.


Все это говорит о том, что надо заниматься воспитанием детей. И начинать стоит с взаимоотношений отца и матери. Праведные родители – пример для детей. Ближе к семи годам вы будете их учить намазу, омовению и всему остальному, но пока ребенок мал, он нуждается в нравственном воспитании.


Я прошу Аллаха (Свят Он и Велик) сделать наших детей лучшими, исправить нас и наших детей, наши семьи и дать нам возможность воспитывать их подобающе.


Пятничная проповедь. Сулейман Хайруллаев