Священная Кааба

Когда родился Исмаил, сын Ибрахима и Хаджар, Сару, первую жену Ибрахима, охватила сильная ревность, и она потребовала, чтобы Ибрахим отправил Исмаила и его мать подальше от нее. Всевышний Аллах внушил Ибрахиму, чтобы он переселил их на территорию современной Мекки. Оставив Исмаила и Хаджар на этой благословенной земле, Ибрахим время от времени навещал их.

Кааба – символ единства мусульманской общины, ведь именно к ней направляют молящиеся свои лица во время совершения намаза. Ритуальный обход вокруг Каабы считается одним из величайших актов поклонения Аллаху, Господу Миров.

Пророк Мухаммад рассказывал:

«…После этого Ибрахим провел отдельно от них (столько времени, сколько) было угодно Аллаху, а потом пришел к ним (и увидел, что) Исмаил точит свои стрелы под большим деревом рядом с Замзамом. Увидев (Ибрахима), он поднялся (со своего места, направился) к нему, и они (приветствовали друг друга, как подобает) отцу приветствовать сына, а сыну – отца, а потом (Ибрахим) сказал: “О Исмаил, поистине, я получил от Аллаха одно веление”. (Исмаил) сказал: “Делай, что повелел тебе твой Господь”. Он спросил: “А ты поможешь мне?” (Исмаил) сказал: “Я помогу тебе”. Тогда (Ибрахим) сказал: “Поистине, Аллах велел мне построить здесь дом (т.е. Каабу)”. И указал на холм, возвышавшийся (надо всем) вокруг. И тогда они заложили основы этого дома, и Исмаил стал носить камни, а Ибрахим – строить; когда же были возведены стены, (Исмаил) принес и поставил этот камень для (Ибрахима), который встал на него и продолжал строить, Исмаил же (продолжал) подносить ему камни, и они говорили: (Господь наш! Прими от нас, поистине, Ты — Слышащий, Знающий)».

(аль-Бухари)

Мусульмане всего мира, совершая молитвы, направляют свои лица в сторону Священной Каабы, которая является первой мечетью, построенной на земле.

Аллах говорит в Коране:

«Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей, является тот, который находится в Бекке (Мекке). Он был воздвигнут как благословение и руководство для миров».

(3:96)

Также, сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, рассказывал:

«Однажды я спросил: “О, посланник Аллаха, какая мечеть была построена на земле первой?” Он сказал: “Запретная мечеть”. /Аль-масджид аль-Харам/. Я спросил: “А после нее?” Он сказал: “Отдаленнейшая мечеть”. /Аль-масджид аль-Акса/. Я спросил: “А сколько (лет прошло) между (постройкой) одной и другой?” Он сказал: “Сорок лет” (, после чего добавил): “Где бы ни застало тебя (время) молитвы, совершай ее, ибо в этом благо”.

Аллах говорит:

«Пусть же они поклоняются Господу этого Дома (Каабы), (Господу,) Который накормил их после голода и избавил их от страха».

(106:3-4)

2. Черный камень

В своем толковании Корана, ибн Касир, приводит следующие слова Али, да будет доволен им Аллах:

«Возведя стены Каабы, Ибрахим обнаружил, что не хватает камня в одном из ее углов. Он отправил Исмаила на поиски подходящего камня, и когда тот вернулся, то увидел, что Ибрахим поместил в пустующее место некий камень и уже укрепил его. Удивленный Исмаил спросил: «О, отец! Где ты нашел этот камень?!» (Ибрахим) ответил: «(Ангел) Джибрил принес мне его из Рая…»».

Таким образом, возведение Каабы было завершено.

Передается, также, что первоначально этот камень был белее снега. Тирмизи приводит следующие слова Пророка: «Черный камень был ниспослан из Рая (и был он) белее снега, и стал черным из-залюдских грехов».

Место (макам) Ибрахима

Макам Ибрахима – большой камень, на котором он стоял, возводя стены Каабы.

Место (макам) Ибрахима. Одним из чудес пророка Ибрахима, является то, что камень, на котором он стоял, возводя стены Каабы, стал мягким, и на нем ясно отпечатались следы великого пророка, которые можно увидеть и по сей день.

Колодец Замзам

Следующий рассказ пророка Мухаммада хорошо иллюстрирует историю появления колодца Замзам:

«Ибрахим привез Хаджар (к тому месту, где ныне находится) Кааба, вместе с ее сыном Исмаилом, которого она еще кормила грудью, (а именно — ) к большому дереву, стоявшему у возвышенности (где впоследствии забил Зам-зам, который ныне находится в пределах) мечети.

В то время в Мекке никого не было, как не было там и воды. И (Ибрахим) оставил их там, снабдив их финиками и меховым бурдюком с водой, после чего двинулся в (обратный путь), а мать Исмаила последовала за ним (со словами): “О Ибрахим, куда же ты уходишь, бросая нас в этой долине, где нет людей и (вообще) ничего нет?!” И она много раз повторила (эти слова), но он даже не повернулся к ней. Потом она спросила его: “Аллах ли повелел тебе сделать это?” Он сказал: “Да”. Она сказала: “Тогда Он не оставит нас!” — после чего вернулась (к Исмаилу); а Ибрахим пошел (дальше), достигнув же горного перевала, где они не (могли) видеть его, он повернулся в сторону Каабы, воздел руки к небу и обратился с мольбой к Аллаху (, произнеся) такие слова: (Господь наш, поистине, поселил я часть своего потомства в долине, где ничего не растет, у Твоего заповедного дома. Господь наш, пусть они совершают молитву, и склони к ним сердца (некоторых) людей и надели их плодами, чтобы они благодарили (Тебя)!)

Что же касается матери Исмаила, то она кормила его грудью и пила воду (, которая у них была), а когда мех опустел, она и ее сын начали испытывать жажду. И она стала смотреть, как (ее сын) извивается (перед ней, мучимый жаждой), а потом ушла (, покинув его), так как не могла смотреть (на его мучения). Она увидела, что ближайшей горой (к тому месту, где она находилась,) была ас-Сафа, поднялась на нее, повернулась к долине и стала смотреть туда (в надежде) увидеть кого-нибудь, но никого не увидела. Тогда она спустилась с ас-Сафы, а когда достигла долины, подняла края своей одежды, бросилась бежать (, как может) бежать изнуренный человек; пересекла эту долину и достигла аль-Марвы. Поднявшись на нее, она стала смотреть (по сторонам в надежде) увидеть кого-нибудь, но никого не увидела, и она проделала (этот путь) семь раз.

Передают со слов Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен им и его отцом, что Пророк сказал:

“Вот почему люди бегают между ними” (, после чего он продолжил свой рассказ): – Достигнув аль-Марвы (в последний раз), она услышала какой-то голос и сказала себе: “Тише!” — стала прислушиваться и вновь услышала его. Тогда она сказала: “Ты дал мне услышать (твой голос, а можешь) ли ты помочь (мне)?” И тут на том месте (, где сейчас находится) Замзам, она увидела ангела, который (рыл землю) своей пяткой (или: …своим крылом), пока оттуда не забила вода. (Увидев это,) она стала огораживать (источник, одновременно) наполняя свой мех, но и после того, как она наполнила его, вода продолжала течь. Передают со слов Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен им и его отцом, что Пророк сказал: “Да помилует Аллах мать Исмаила! Если бы она оставила Замзам (или: …не набирала его воду…), он стал бы потоком (, растекающимся по земле)!”»

Колодец Замзам находится на расстоянии 21 метра от Каабы. Его глубина составляет порядка 30 метров, а диаметр колодца колеблется от 1,08 до 2,66 метров в различных его участках.

Ас-Сафа и аль-Марва

Это два холма, между которыми металась Хаджар, мать Исмаила, в поисках воды и пищи. Во время выполнения обрядов Хаджа и Умры паломники совершают ритуальный бег между этими холмами, следуя примеру пророка Мухаммада.

Расстояние между Ас-Сафа и аль-Марва составляет примерно 450 метров, таким образом, во время семи ритуальных пробежек между ними паломник покрывает расстояние равное 3,15 км.

Столбы Джамарат

Это места, где Шайтан (Сатана) приблизился к Ибрахиму (когда тот, оставив Хаджар и Исмаила, возвращался домой), и пытался внести смятение в его сердце. Ибрахим подобрал несколько камней и отогнал ими Шайтана.

Миллионы мусульман, ежегодно, во время совершения Хаджа, бросают камни в столбы Джамарат, следуя примеру великого пророка Ибрахима. Эти столбы не являются Шайтаном или его воплощением, как ошибочно полагают некоторые люди. Это особый обряд Хаджа, выполняя который мусульмане подтверждают, что Сатана их явный враг, с которым надо бороться. И суть этой борьбы – сопротивление страстям, подчинение велениям Аллаха и отказ от запретного.

Существуют три Джамарата, и все они находятся в долине Мина: Большой Джамарат, Средний Джамарат и Малый Джамарат. Расстояние между Малым Джамарат и Средним – 150 метров, и расстояние между Средним Джамарат и Большим – 225 метров.

Ежегодные праздники мусульман

Каждый год мусульмане отмечают два великих праздника – Ид-аль-Фитр, Праздник Разговения, который приходится на первый день месяца Шавваль, следующего за месяцем Рамадан. И праздник Ид-аль-Адха, Праздник Жертвоприношения, который начинается десятого Зуль-Хиджа, то есть в сезон Хаджа. История происхождения названия этого праздника неразрывно связана с именами двух пророков – Ибрахима и его сына Исмаила.

И об этой истории повествуется в Коране:

«Тогда Мы обрадовали его вестью о выдержанном мальчике. Когда он достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним, он сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, что я приношу тебя в жертву (Аллаху). Посмотри, что ты думаешь?» Он сказал: «Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых». Когда они оба покорились, и он уложил его на бок, Мы воззвали к нему: «О Ибрахим (Авраам)! Ты оправдал сновидение». Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Это и есть явное испытание (или явная милость). Мы выкупили его великой жертвой. Мы оставили о нем в последующих поколениях добрую молву. Мир Ибрахиму (Аврааму)! Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Воистину, он – один из Наших верующих рабов».

(37:101-111)

Таким образом, мусульманин в этот день совершает жертвоприношение, стремясь к довольству Аллаха, и следуя примеру пророка Ибрахима.

Мечеть Пророка

Мечеть Пророка в Медине может вместить более двух миллионов человек одновременно. Мусульмане стремятся совершить намаз в этой мечети, так как за это обещана великая награда.

Это вторая по своей значимости мечеть в Исламе, после мечети аль-Харам в Мекке. Дом Пророка вплотную примыкал к ней, а когда он скончался, то был похоронен в своей комнате, так как пророков хоронят там, где их настигла смерть. Если мусульманин оказался перед могилой Пророка Мухаммада, то ему следует поприветствовать его, говоря: «Ассаляму алейкум, о Пророк. Да пребудет с тобой милость Аллаха и Его благословение».

Пещера Хира

Пророк Мухаммад часто искал уединения от мирской суеты в пещере Хира. И именно в этой пещере находился Пророк, когда Аллах ниспослал ему Свое первое откровение через ангела Джибрила. Мусульманам, в частности паломникам, не следует посещать пещеру Хира, так как после того, как Мухаммад стал пророком, он уже более никогда не возвращался в нее.

Пещера Хира находится на вершине горы Джабаль-ан-Нур (восточная часть Мекки). Высота горы – 634 метра и находится она в 4-х километрах от мечети Аль-Харам.

Мечеть ас-Сахра

Это место, которое избрал пророк Ибрахим для совершения молитв и там же он закалывал жертвенных животных.

На этой же самой скале, другой пророк Аллаха — Йакуб (Иаков) построил мечеть, после того, как он увидел столп света, чудесным образом исходивший оттуда.

Пророк Муса, во времена «великого скитания» иудеев, приказал разбить на этом месте большой шатер, в котором он проводил совещательные сборы.

Пророк Дауд (Давид) построил там мечеть. И на этом же месте был воздвигнут храм Сулеймана (Соломона). И, наконец, вознесение пророка Мухаммада к высшим небесным сферам во время «ночного путешествия» началось именно оттуда.

Мечеть Аль-Акса

Великий сподвижник пророка Мухаммада Абу-Зарр рассказывал:

«Однажды я спросил (пророка): «О, Посланник Аллаха! Какая из мечетей появилась первой? Он ответил: «Мечеть Аль-Харам». Затем я спросил: «Какая же мечеть была построена после нее?» Он ответил: «Мечеть Аль-Акса». И я спросил: «А сколько времени прошло между появлением этих двух мечетей?» Он ответил: «Сорок лет…»»

(Муслим)

Эту мечеть построил пророк Сулейман, сын Дауда.

Абдулла ибн Амр ибн аль-Ас рассказал, что его отец передал следующие слова пророка Мухаммада:

«После того, как Сулейман, сын Дауда, окончил строительство мечети Аль-Акса, он обратился к Аллаху с мольбой, прося Всевышнего одарить его способностью править [и разрешать споры между людьми] таким образом, чтобы это согласовывалось с тем, что угодно Аллаху, и чтобы Он наделил его такой властью, которой бы не удостоился ни один из людей после него, и чтобы любой, кто пришел в эту мечеть с единственной лишь целью совершить в ней молитву, — вышел из нее (после молитвы), очищенным от грехов, (и стал) таким же, каким он был, когда появился на свет из чрева матери. Пророк Мухаммад продолжил: «Что касается первой просьбы и второй, то Аллах исполнил их, и я надеюсь, что третью просьбу Он исполнит для меня…»»

(Ибн Хузайма)

Мечеть Аль-Акса является первой Киблой мусульман. В начале своей пророческой миссии Мухаммад и его сподвижники совершали молитву в сторону мечети Аль-Акса до тех пор, пока Всевышний Аллах не повелел мусульманам совершать молитву в сторону Каабы. В мечети Аль-Акса пророк Мухаммад остановился ненадолго перед его вознесением к последнему небу во время «Ночного Путешествия». Там же он совершил коллективную молитву вместе с другими пророками в качестве имама.

Из книги «Ключ к пониманию ИСЛАМА»