О те, которые уверовали, Аллах в Коране сказал:


أَلَمْ نَجْعَل لَّهُ عَيْنَيْنِ

«Разве Мы не наделили его двумя глазами» (сура 90, аят 8).


Для чего Аллах напоминает верующему об этом? Он напоминает ему для того, чтобы тот постоянно наблюдал за собой и за своими деяниями. Человек создан, и по своей природе Аллах создал его забывчивым. Поэтому человек часто забывает даже ту истину, в которую верит, забывает о самом важном. И Аллах напоминает верующему в Коране, особенно в последнем джузе, в последней части Корана, о деяниях человека и о Судном Дне, а именно о том, что будет происходить с человеком, когда он воочию увидит Судный День, когда он предстанет перед Аллахом и Аллах будет вести расчет с ним.


Айша сказала, что, когда были ниспосланы последние части Корана, она обнаружила седину на голове Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). А все потому, что последние части Корана устрашали Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) новостями о Судном Дне.


Сегодня мы немного поразмыслим о суре, которая называется «Аз-Зальзаля» («Землетрясение»). Многие из нас, наверняка, знают эту суру и читают ее практически каждый день. Если поразмыслим над смыслом этих аятов, то поймем: люди забывчивы, часто отвлекаются на яркое и большое и не замечают важное малое, пусть даже невзрачное, но рядом.


Аллах говорит в Коране:


إِذَا زُلْزِلَتِ الْأَرْضُ زِلْزَالَهَا
وَأَخْرَجَتِ الْأَرْضُ أَثْقَالَهَا
وَقَالَ الْإِنسَانُ مَا لَهَا
يَوْمَئِذٍ تُحَدِّثُ أَخْبَارَهَا
بِأَنَّ رَبَّكَ أَوْحَى لَهَا
يَوْمَئِذٍ يَصْدُرُ النَّاسُ أَشْتَاتًا لِّيُرَوْا أَعْمَالَهُمْ
فَمَن يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْرًا يَرَهُ
وَمَن يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرًّا يَرَهُ

Один из толкователей Корана сказал, что эта сура была послана в отношении двух людей. Один из них, прочитав аят из Корана, где Аллах говорит:


وَيُطْعِمُونَ الطَّعَامَ عَلَى حُبِّهِ مِسْكِينًا وَيَتِيمًا وَأَسِيرًا


«Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на то, что она желанна и для них самих» (сура 76, аят 8) - решил, что человек имеет право расходовать и кормить только из того, чем дорожит. И когда к нему приходил кто-либо и просил что-то поесть, то он пренебрегал дать ему один финик или кусочек хлеба. Он считал: раз для меня этот финик ничего не значит - и для дургих он тоже будет ничтожным. Он считал, что Аллах вознаграждает только за то, что тебе любимо и дорого, поэтому отказывал в малом.


Другой же человек постоянно пренебрегал малыми грехами: обманом, запретным взглядом, обсуждением и прочим. Он говорил: «Аллах уготовил огонь для неверующих, потому что их неверие огромное, их грехи большие. А за малый грех Аллах простит, ведь Он - Прощающий». И тогда Аллах послал эту суру.


«Когда земля содрогнется от сотрясений…» Произойдет страшное землетрясение.


«когда земля извергнет свою ношу…» Все люди, которые были похоронены, выйдут из земли, а те, кто был на земле, останутся на ней. Ничто не скроется внутри земли. Земля все вывернет из себя для того, чтобы заговорить.


«и человек спросит, что же с нею…» Сегодня нам страшно при виде цунами, при виде земных провалов, но когда мы обернемся и увидим, что вся земля выворачивается и содрогается – ужаснется каждый.


«в тот день она расскажет свои известия, потому что Господь твой внушит ей это…» Всевышний Аллах повелит земле говорить, той, которая молчала столько лет, которая видала многое: преступления и самые мерзкие поступки. И Аллах заставит ее заговорить для того, чтобы она рассказала все тайны, все новости.


Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в хадисе, который передает Абу Хурейра, читая этот аят, сказал: «Знаете ли вы, какие новости будут у земли?» Сподвижники ответили: «Аллах и Его Посланник знают лучше». Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Земля начнет рассказывать и свидетельствовать за и против каждого. Она будет говорить, кто и что совершал, где и как поступал». Первая, кто засвидетельствует против человека, - это земля. Она раскроет все тайны, все деяния, которые человек совершал и скрывал. Почему Аллах заставит землю говорить? Не потому, что Аллах не знает истины и правды, – знает. А для того, чтобы каждый, кто видел и окружал человека, когда он совершал злой и греховный поступок, засвидетельствовал против него либо засвидетельствовал за человека, который совершил благой и добрый поступок.


«В тот день люди выйдут толпами, чтобы им показали их деяния…» Люди будут собраны толпами, и они пойдут, чтобы получить свои свитки деяний. После того как они получат свитки своих деяний, они пойдут толпами либо в Рай, либо в Ад. И поведут толпами в Огонь тех, которые не уверовали.


وَسِيقَ الَّذِينَ اتَّقَوْا رَبَّهُمْ إِلَى الْجَنَّةِ زُمَرًا


«А тех, которые боялись своего Господа, толпами проводят в Рай» (сура 39, аят 73).


Всевышний Аллах сообщает о будущем, в котором никто не может усомниться. И человек увидит это воочию. И даже самый ярый атеист уверует. Но вера не принесет человеку в тот момент никакой пользы.


Обратите внимание на два последних аята, в которых Аллах говорит:


«Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его». Человек обязательно увидит плоды того, что он совершил из благого, даже если оно было очень-очень малое.


«И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его». Ничто от Аллаха не сокрыто.


Мухаммад ибн Каб сказал относительно этих двух аятов следующее: «Даже неверующий, который совершил добро в этом мире, увидит благо». В чем же заключается его благо? Когда неверующие совершают добро в этом мире, то Аллах за их добро возмещает им добром в этом мире: здоровьем, богатством, детьми и т.д. Неверующий за совершение доброго поступка уже в этом мире получает награду, но когда он придет к Аллаху – его деяния будут тщетными.


Но верующий, который совершает благие деяния, увидит их в Судный День, даже если они были очень малы, но для Аллаха они огромны.


Если же верующий совершает плохие поступки и грехи в этом мире, то Аллах спрашивает с него за его грехи в этом мире. Беды и испытания приходят по причине дурного деяния, совершенного человеком, и он рассчитывается за это в этом мире, для того чтобы в Судный День прийти с книгой, в которой отсутствуют злодеяния.


Аллах часто напоминает нам в Коране о Часе, о котором мы забываем. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что этот Час придет в пятницу. И это может быть любая пятница. Этот Час близок – задумывались ли мы? К сожалению, мы часто об этом забываем и редко вспоминаем. Читайте часто Книгу Аллаха, чтобы знать, как подготовится к будущим ситуациям: чего следует избежать и что надо совершить для того, чтобы не ужаснуться в Судный День, когда нам вручат книгу деяний. За каждый наш поступок, даже если мы скрыли его от кого-то, Аллах приведет в качестве свидетелей все свои творения: деревья, землю, даже органы человека будут свидетельствовать за него или против.


Когда Абу Бакр услышал эту суру – он заплакал. И тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «О Абу Бакр, что заставило тебя заплакать?» Абу Бакр заплакал из-за страха того, что ничто не будет скрыто от Аллаха, из-за того, что придет время расчета, к которому человек может быть не готов, и потому что каждый человек грешен. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) успокоил его: «Если бы вы не грешили, то Аллах обязательно сотворил бы творения, которые стали бы совершать грехи, а Он прощал бы их».

Аллах создал человека таким, что он грешит, а затем раскаивается, и Аллах его прощает. Это указывает на величайшую милость Аллаха. Это не означает, что человек должен полностью расслабиться, а это некая мотивация для верующего чаще прибегать к Аллаху с раскаянием и покаянием. И не пренебрегать малым, даже если это накормить всего лишь одним фиником. И не пренебрегать оставлением дурных деяний, даже если они кажутся незначительными. Мы каждый день находим себе оправдание за каждый наш проступок, за каждое обидное слово по отношению к другим, считая это несущественным. Мы позволяем себе обманывать, считая, что один раз простительно. Мы можем обсуждать людей, не видя в этом ничего страшного. Мы сегодня смотрим на запретное и говорим: «Один раз и больше не буду». То, что для нас кажется сегодня малым, в Судный День от страха перед расчетом будет казаться величайшим грехом.

Сегодня мы считаем, что простой благой поступок не стоит наших усилий – ведь это малое. В Судный День мы будем нуждаться в нем, как в воздухе. Мы часто пренебрегаем дать садака, пусть это даже одна гривна. Человек думает, что такая мелочь пользы не принесет тому, кто нуждается, он считает, что помогать надо только существенными суммами. Это ошибка! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в хадисе говорит: «Уберегите себя от огня даже (пожертвовав) бороздкой на косточке финика». Пожертвуй на пути Аллаха хоть самым малым, если ты хочешь дать садака. Самое простое из деяний – это улыбнуться при встрече мусульманину, поздороваться с ним, пожать руку и вселить в него этим радость. Но как часто мы это упускаем. Мы даже в лица порой не смотрим, а ведь это сунна Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – улыбнуться и пожать руку. И на весах Аллаха – это великое дело.


Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что даже незначительная помощь, как помочь сесть на верховое животное или помочь поднять его вещи на это животное - будет принята, как садака».


Мы заходим на территорию мечети, спотыкаясь о сугробы, грузнем в них машинами, но взять лопату и почистить от снега дорогу для верующих, которые идут на молитву, мы не спешим. У нас в подсознании уже отпечаталось – тут есть человек, который должен это делать, который за это отвечает. Да, есть, но ведь это самое простое деяние, которое может стать твоим входом в Рай.


Порадовать ребенка, подарить ему что-то, порадовать супругу, родителей – это малое, но даже этим мы пренебрегаем. К сожалению, мы всегда бежим за чем-то великим, огромным: если садака, то пачками надо давать, тогда будет польза; зачем читать два ракята сунны, лучше тахаджуд всю ночь выстаивать. Мы всегда вдаемся в крайности и упускаем много возможностей. Например, на джумуа многие приходят, будучи путниками, кто-то беден и нуждается… Просто оглянитесь и посмотрите, кто не может позволить себе купить еду, кто голоден, и скажите продавцу: «Вон ему передай и не говори, что это от меня». Ты всего лишь накормишь путника, а у Аллаха это будет огромным делом на твоих весах. Если ты знаешь, что есть должник, который не может отдать долг, молча погаси его долг, или пусть даже часть долга. Это величайшее дело.

Это те деяния, которые показывают настоящую суть ислама. Мы сегодня считаем, что ислам – это одеть никаб, отрастить бороду, укоротить штаны, использовать мисвак – внешний вид и все. Но, порой, стыдно становится из-за слов и поступков таких мусульман. Мы часто не задумываемся, что наши слова настолько сильно могут ранить человека, что он разочаруется в исламе и мусульманах и просто уйдет. А мы даже не обратили на это внимание. Порой малое деяние может оказаться смертельным. Бойтесь Аллаха в своих словах и поступках! Сегодня любимое дело многих, а женщин особенно, собираться и обсуждать кого-то. Остерегайтесь обсуждать чью-то честь и деяния и вспомните слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Аллах скроет в Судный День грех того, кто скрыл грех своего брата-мусульманина».


Помните слова Аллаха: любое благое деяние, даже на вес пылинки, человек увидит в Судный День; и злое деяние, даже на вес пылинки, человек увидит в Судный День. И даже если ты забыл об этих деяниях - ангелы не забыли и записали.


Пусть же наше понимание ислама будет правильным, каким оно было у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сподвижников.