Уроки Рамадана

Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Царю Судного дня. У него мы просим прощения за наши грехи, его мы восхваляем и на него мы уповаем, и к нему наше возвращение. Поистине, кого Аллах (Свят он и Велик) поведет прямым путем, того никто не сможет сбить с прямого пути. Кого же Аллах (Свят Он и Велик) введет в заблуждение, то не найдете ему наставника. Мир и благословение лучшему из людей, Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), и всем тем, кто последовали за ним до Судного Дня.

Сегодня мы с позволения Аллаха поговорим о праздничной молитве, ее положениях и что узаконено делать в этот день.

Праздничная молитва - это фард кифая. Фард кифая означает, что если какая-то часть мусульман совершает какое-то действие, то с остальных спадает обязанность делать это действие. Это касается не только молитвы, но и других видов поклонения. Если же все мусульмане оставили это действие, то грех ложиться на всех. Ученые разногласят относительно праздничной молитвы: является ли она ваджибом для каждого мусульманина, либо если группа верующих ее совершает, тогда с остальных эта обязанность снимается. Всевышний Аллах сказал в Коране:

فصل لربك وانح

«Посему совершай  молитву ради своего Господа и закалывай жертву»

(сура 108, аят 2)

Как говорят муфассиры и передается от сахабов, под словом فصل имеется ввиду праздничная молитва.

Также известно, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постоянно совершал праздничную молитву. И сподвижники также совершали ее после смерти Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Эта молитва относится к внешним обрядам Ислама. Узаконено, чтоб на эту молитву приходили женщины, дети, старики – все мусульмане. Даже женщинам, у которых менструация, сказано приходить на праздничную молитву. Они не молятся, не находятся там, где совершается молитва, но они пребывают вместе с мусульманами в праздничный день.

Время начала этой молитвы, когда солнце поднимется над горизонтом на высоту копья. То есть примерно 15-20 минут после молитвы фаджр. Это начало этой молитвы. Время, до которого нужно совершить праздничную молитву, это когда солнце пребывает в зените. То есть приблизительно начало времени зухр. Известно из Сунны Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), что он совершал праздничную молитву в этот промежуток времени.

Сунна совершать эту молитву не в мечетях, а на открытой местности. То есть это может быть любое открытое пространство, где могут собраться мусульмане и совершить эту молитву. Известно, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву в пустыне, за пределами Медины.

Эту молитву разрешается совершать в мечети, если есть какие-то условия, которые могут препятствовать ее совершению на открытой местности, например, гроза, холод, сильный ветер и т.д. Но поскольку мы живем в таких условиях, где у нас нет особой возможности, чтобы все мусульмане совершали эту молитву на стадионе, например, или на другой открытой местности, поэтому мы совершаем эту молитву в мечети, или, бывало, что перед мечетью на улице.

Как передает Абу Хурайра, однажды в праздничный день пошел дождь, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил праздничную молитву в своей мечети.

Сунной также является во время праздника Жертвоприношения поспешить с праздничной молитвой, с той целью, чтобы быстрее можно было приступить к закланию животных и раздаче мяса. Что же касается молитвы на праздник Ид-аль-Фитр, то является желательным немного ее оттянуть, поскольку некоторые мусульмане могут не успевать раздать закят аль-фитр.

Также сунной является поесть перед выходом на праздничную молитву. А на праздник Ид-аль-Адха сунна сначала совершить праздничную молитву, а потом поесть. Передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не выходил на молитву дня Разговения, не съевши несколько фиников, и он не кушал в день Жертвоприношения до праздничной молитвы. Этот хадис передал имам Ат-Тирмизи.

Также сунной является искупаться в этот день, привести себя в порядок, надеть чистую одежду, умаститься благовониями. Так как Посланник Аллаха побуждал в пятничный день совершать гусль, а праздничный день является днем большого сбора мусульман, даже большего, чем на джумуа.


Когда наступает время молитвы, имам выходит и без икамы и азана молится два ракаата. Среди ученых нет разногласий, что праздничная молитва состоит из двух ракаатов. В первом ракаате имам делает 7 такбиров. Первый такбир – это такбир аль-ихрам. После него узаконено сделать дуа аль-истифтах, которое мы обычно читаем.

После первого такбира еще следует 6 такбиров. Является желательным в промежутке между каждыми такбирами восхвалять Всевышнего Аллаха, произносить мольбы за пророка. Во втором ракаате, когда имам встает на второй ракаат, сунной является произнести 5 такбиров, не считая такбира, когда мы встаем на второй ракаат. Имам и молящиеся позади имама с каждым такбиром поднимают руки, так как это передается от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и от сподвижников. Между каждыми такбирами опять желательно восхвалять Всевышнего Аллаха и произносить мольбы за Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Потом имам читает суру «аль-Фатиха» вслух. Передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в праздничном намазе читал суру «аль-А’ля» и суру «аль-Хашия», то есть он делал это вслух, так как все знали, какие суры он читает. Также известно, что сахабы и табиины также читали праздничную молитву вслух.

Когда имам произносит «таслим», заканчивает молитву, он читает хутбу: читает одну хутбу, потом делает паузу и читает вторую хутбу. Если это праздник Ид-аль-Фитр, то желательно в хутбе имаму побуждать людей к садака, объяснять положения расходования, выплаты закята и т.д. Если это молитва, связанная с праздником Жертвоприношения, то желательно имаму объяснить молящимся положения  жертвоприношения: какие должны быть свойства животного, какие это могут быть животные и прочие.

Касательно дополнительных такбиров и зикров, которые читаются в праздничной молитве, то все они являются Сунной. Если имам по ошибке что-то упустил из них, то это не является ошибкой, требующей искупления.

Перед праздничной молитвой и после нее на месте совершения молитвы не читаются никакие дополнительные намазы. Но дома человек может прийти и прочитать дополнительные молитвы.

Кто не успел на начало молитвы с имамом, а застал его на втором ракаате или до таслима имама, то для такого человека узаконено восполнить эту молитву таким образом, как ее совершал имам. Если человек пропустил молитву, не успел на нее, то на нем нет обязанности ее восполнить, но он может совершить дополнительные молитвы у себя дома.

Как это передается от некоторых сахабов, в частности, от Абдуллы ибн Масуда (пусть будет доволен им Аллах), который сказал:

«Тот, кто пропустил праздничную молитву, пусть совершит молитву в 4 ракаата».

Также передается, что Анас как-то пропустил праздничную молитву, тогда он вернулся домой, собрал свою семью и совершил с ними 2 ракаата, произнося все такбиры, как в праздничной молитве.

Если мы узнали, что сегодня последний день месяца Рамадан, и наступил месяц Шавваль, то желательно произносить такбиры до выхода имама на молитву. Люди восхваляют Аллаха за ту милость, которую он нам даровал, что Он нам облегчил выполнение той обязанности, которую Он нам вменил.

Такбиров есть несколько видов, но самый известный, который передается от Абдуллы ибн Масуда:

«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля Иляха илля-Ллах, ва-Ллаху Акбар, Аллаху Акбар ва ли-Лляхи-ль-хамд».

Этот такбир произносится, когда уже стало известно, что наступил месяц Шавваль. Эти такбиры можно произносить, начиная от магриба и до выхода имама на молитву.

Просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он принял наш пост, наши благие деяния, мы просим у Всевышнего Аллаха прощения за те наши упущения, которые мы допустили в этом месяце. Мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он принял все наши поклонения и чтобы Он дал нам дожить до следующего месяца Рамадан, помог и облегчил.

Цикл лекций «Уроки Рамадана»

Абу Закария