Тавхид и истигфар занимают величайшее положение в жизни верующего. Тавхид – это право Всевышнего Аллаха (Свят Он и Велик) на своих рабов. Это то, для чего были созданы люди и джины. Как сказал Всевышний Аллах:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне»

(сура 51, аят 56)

Тавхид является основой, на которой строятся все деяния. И без тавхида любые деяния не принесут пользу человеку ни в этой жизни, ни в Следующей жизни, какими б великими они не были. Тавхид – это то, на чем строится религия Ислам. Тавхид – это «ля иляха илля Ллах». Что это означает? «Ля илляха илля Ллах» означает, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха. Поэтому все поклонение является исключительным правом Всевышнего Аллаха. И любой вид поклонения, который был совершен не Аллаху, будет отвергнут, и это является большим многобожием.

Второй важной вещью является аль-истигфар. Что такое аль-истигфар? Истигфар – это арабское слово, которое означает испрашивание прощения у Всевышнего Аллаха. Испрашивание прощения за грехи, за плохие поступки, за ошибки, за ослушания. Если человек оставил какие-то обязательные вещи, которые вменил ему Аллах, то он просит у Аллаха прощения, надеясь на милость Всевышнего. Или человек совершил какие-то грехи, и он искренне просит прощения у Аллаха, всем сердцем направляя свою мольбу к Всевышнему Аллаху.

Но за словами человека должны следовать деяния, то есть мало попросить прощения, сказав: «О Аллах, прости меня», но еще человек должен исправить себя. Ведь если будут просто слова без деяний, такая просьба о прощении не будет принята Всевышним Аллахом. То есть человек должен искренне покаяться в содеянном и исправиться, иметь твердую решительность больше к этому не возвращаться.


Тавхид – это то, ради чего были созданы люди и джины, это то, ради чего был создан Рай и Ад, ради чего Аллах посылал Свои Книги и отправлял Своих пророков. Как сказал Всевышний Аллах в Коране:

وَقَضَى رَبُّكَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям»

(сура 17, аят 23)

И сказал Всевышний Аллах:

وَمَا أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ مِن رَّسُولٍ إِلَّا نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدُونِ

«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!»

(сура 21, аят 25)

Как мы видим, тавхид является величайшей основой.

Раб признает свой грех, свою оплошность, свои плохие деяния, он знает, что никто его не простит, кроме Всевышнего Аллаха. Поэтому раб нуждается в испрашивании прощения. Истигфар – это то, чем отличались все пророки и все посланники, от Адама (мир ему) до Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), как об этом упомянул Всевышний Аллах в Коране.

Если пророки и посланники нуждались в прощении Всевышнего Аллаха, то что сказать о нас, о простых людях? Несомненно, мы в этом нуждаемся больше. Мы нуждаемся в том, чтобы Всевышний Аллах (Свят Он и Велик) простил нас, чтобы Он принял наше покаяние, чтобы Он помог нам исправить наши деяния.

Что же сказать о людях, которые постоянно совершают грехи, постоянно ослушаются Всевышнего Аллаха? Они как никто нуждаются в испрашивании прощения у Аллаха. Истигфар не может быть только на языке. Нельзя просто сказать «Аллах, прости меня», и при этом совершать то, что ты совершал из запретного, или оставлять то, что тебе вменил Всевышний Аллах в обязанность, как молитву, пост, хадж, закят. Оставление греха – это обязательное условие покаяния.

Если ты своим грехом навредил еще кому-то из творений Аллаха, то ты должен это исправить, извинившись или уладивши это другим способом. Только тогда твое испрашивание прощения будет принято Всевышним Аллахом.


Поэтому раб несомненно нуждается в этих вещах, и одно без другого не будет действительно. Тавхид, единобожие, то, что только Всевышний Аллах достоин поклонения и никто, кроме Него. И истигфар, испрашивание прощения у Всевышнего Аллаха. Как сказал Всевышний Аллах в Коране:

فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَاسْتَغْفِرْ لِذَنبِكَ وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ

«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин»

(сура 47, аят 19)


В первой части этого аята Аллах как раз и говорит о тавхиде, о той великой основе, о которой мы напомнили сегодня. Во второй части аята Аллах говорит верующему, чтобы тот просил у Него прощения – это и есть вторая основа – истигфар.


В Коране много аятов подобного смысла. Рассказывая историю о пророке Юнусе, Всевышний Аллах сказал:

فَنَادَى فِي الظُّلُمَاتِ أَن لَّا إِلَهَ إِلَّا أَنتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنتُ مِنَ الظَّالِمِينَ

«Он воззвал из мрака: «Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!»

(сура 21, аят 87)

Первая часть этого аята لَّا إِلَهَ إِلَّا أَنتَ سُبْحَانَكَ – это тавхид, и вторая часть إِنِّي كُنتُ مِنَ الظَّالِمِينَ – это признание своего греха и испрашивание прощения за него, чтобы Аллах избавил от сложностей и наказания. И, как мы знаем, Всевышний Аллах принял покаяние Юнуса и избавил его от беды, в которой он оказался.

Поэтому тавхид и истигфар являются особенностью верующих. Верующие по завершению любого дела просят у Аллаха прощение, после завершения обязательных молитв они просят прощение у Всевышнего Аллаха, после завершения собраний они также просят прощение у Всевышнего Аллаха. Почему они так делают? Для того, чтобы искупить свои недостатки, свои оплошности, свои ошибки, которые допустили. Может, на этих собраниях они не поминали Всевышнего Аллаха или провели их в спорах, праздных разговорах и т.д.

Просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он сделал нас из числа тех, кто много просит у Него прощения, из числа кающихся. Просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он принял наши благие дела, чтобы Он принял наш пост, наши зикры, нашу молитву, наши дуа, наши ночные молитвы, чтобы сделал Коран доводом за нас, а не против нас.

Цикл лекций «Уроки Рамадана»

Абу Закария