Одним из ложных представлений об исламе, который закрепился в современном обществе, является стереотип «униженного» положения женщины-мусульманки. В этой статье приводятся факты, рассеивающие это заблуждение, и рассказывающие о том, какое место женщина занимает в других религиях.

Женщина — она и мать, и сестра, и дочь, и жена, и бабушка. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин контролируется Всевышним. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. Вопреки бытующему мнению, ислам отводит женщине особое место и высокое положение в семье и в обществе.

Женщина в древнем мире

«Нет ничего пагубнее женщины», «четыре рабочих вола за одну жену», «Любовь к женщине — это яд», «огонь, женщина и море — три бедствия» - вот, что писали Гомер, Эзоп, Сократ и другие великие мужи Древней Греции. В этих кратких фразах ярко охарактеризовано отношение мужчин к женщинам в древнюю эпоху. Женщина в то время была бесправной рабыней в доме мужа, без разрешения которого она не могла распоряжаться даже личным имуществом. Она могла «делить с мужем ложе, но не трапезу», как утверждают историки. Позднее, уже в Древнем Риме, согласно законодательству женщина была полностью зависимой. Она выходила замуж, и все ее имущество переходило во владение мужа, жена покупалась мужем и становилась его собственностью, как рабыня, только для его выгоды. Женщина не могла занимать какую-либо гражданскую или общественную должность, не могла быть свидетелем, поручителем, опекуном, или попечителем, она не могла усыновлять детей или быть усыновленной, не могла составлять завещание или контракт.

В Древней Индии девочек с детства готовили к профессиональной храмовой проституции. В дальнейшем они составляли постоянный штат храма бога Вишну и становились достоянием мужчин любой касты. Даже самые знатные семьи, не раздумывая, посвящали своих дочерей этому своеобразному богослужению. В случае смерти мужа в Индии жену живьем сжигали вместе с покойным супругом. Эта безжалостная традиция сохранилась в некоторых областях Индии и до наших дней. У многих древних народов влиятельный человек, будь то предводитель племени или рода, шаман, хан, жрец, или князь, пользовался по отношению к невесте правом первой ночи. У большинства народов Аляски и других народов традиция права первой ночи существует и сегодня. Подобная традиция была распространена у многих народов, ныне исповедующих ислам.

В Египте муж немедленно сжигал женщину за измену, а измена самого мужа не возбранялась. В Ассирии, если женщина выносила из дому какую-то вещь, то считалась воровкой, и муж со спокойной совестью отрезал ей уши. После смерти мужа жена оставалась полностью в распоряжении его семьи и была обязана выйти замуж за одного из его родственников. В Древней Руси брака не существовало вовсе. Девиц доставали себе уводом и похищением в неограниченном количестве. Подобных примеров можно приводить еще очень много. Однако и перечисленного вполне достаточно, чтобы понять отношение мужчин к женщине в древности.

Женщина в иудаизме

«Жене сказал: умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобой»

(Бытие; 3:16)

Женщина в иудаизме занимает весьма незавидное положение. Согласно Талмуду, еврейскому религиозно-юридическому кодексу, муж имеет право развестись с женой, если она просто разбила блюдо в его доме или если муж найдет другую женщину, красивее нее. В принципе, в иудейском законе доминирует точка зрения, согласно которой муж имеет право на развод без всякой на то причины. Талмуд также требует от еврея дать жене развод, если она ела или жадно пила на улице, если кормила грудью на улице, если не зачала в течение десяти лет и т.п. Сама же жена не имеет право на развод.

Иудаизм женщине отводит строго подчиненное положение в семье и в обществе. Женщина не может быть свидетельницей в суде, не имеет права выходить на улицу без покрывала. Согласно Талмуду, жена — послушная раба своего мужа. Каждый верующий еврей ежедневно произносит молитву, в которой горячо благодарит бога за то, что он не создал его женщиной, а женщина должна в молитве благодарить бога за то, что он создал ее для послушания и подчинения мужчине.

Женщина в христианстве

Рассмотрим предписания Библии, проливающие свет на основы неравенства женщины. По Закону Моисея, жена должна быть обручена. Объясняя это понятие, Библейская Энциклопедия утверждает: «Обручить жену с собой — значит просто завладеть ею, купив за деньги». С юридической точки зрения, для легализации ее замужества согласия девушки не требовалось, и необходимость в нем нигде в Законе не указывается. Что касается права на развод, то таким правом обладал лишь мужчина. Вот, что пишет по этому поводу Библейская энциклопедия: «Так как женщина является собственностью мужчины, его право развестись с нею, разумеется, само собой».

В своей книге "Супружество на Востоке и на Западе" Давид и Вера Мейс писали: «Пусть никто не полагает, что наша христианская церковь свободна от таких пренебрежительных суждений. Трудно найти где-нибудь столько унизительных упоминаний женского пола, как у отцов раннего христианства».

Женщина в раннем христианстве представляется «вратами ада», «матерью всех земных зол», она была обвинена в грехопадении Адама, а соответственно, и всего остального человечества. Ей приписывались все несчастья, которые она принесла миру. Как говорится в Библии:

«…. и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием»

(1 Тим.2:14-15)

Объясняя эти стихи, христиане говорят: «Понимать нужно так; будет спасена, будет рожать детей (чадородие), если будет жить с верой». Пожалуйста — и у женщины, как видим, есть шанс попасть в Царство Небесное. Правда, для этого нужно познать всю прелесть чадородия (материнства). У нерожавшей женщины шанс спастись резко снижается.

Наиболее злобным атакам подвергал женщин Тертуллиан, один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов, который впервые выразил концепцию Троицы: «Знаете ли вы, что каждая из вас — Ева? Приговор Бога Вашему полу действует и сейчас, наказание за грех также должно продолжаться. Вы врата дьявола, вы открыватели запретного древа, вы первыми предали закон Божий, вы — та, что убедила мужчину, атаковать которого дьяволу не хватило храбрости. Вы так легко разрушили подобие Бога — мужчину. Из-за вашего предательства даже сын Божий должен был умереть».

Как можно вообще говорить о правах женщины в христианстве, если долгое время христианское духовенство не могло решить сложный для себя вопрос: имеет ли женщина душу! В 585 г. Маконский церковный собор (г. Маконе, Франция) принял решение о том, что у женщины, хоть она и является существом низшего порядка, все-таки имеется некое подобие души. Обвинения и само отношение христианского духовенства к женскому полу привели к отрицательному, потребительскому отношению к женщине во всей Европе и остальном христианском мире.

Женщина в исламе

Целью данной главы не является принижение иудаизма или христианства. Все мусульмане с одинаковым почетом относятся к Моисею и Иисусу (мир им), как к великим пророкам Всевышнего Аллаха. Однако положение женщины в этих религиях существенно отличается от того, что мы наблюдаем в исламе. Всем известно, что у арабов до прихода ислама считалось позором рождение в семье девочки, и существовал обычай хоронить девочек заживо. Даже сподвижники пророка (да благословит его Аллах и приветствует) застали эту ужасную традицию. Но все изменилось с началом ниспослания откровения.

«О люди, бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин»

(Коран, 4:1)

«Он (Аллах) — тот, кто сотворил вас из единой души и сделал из нее супругу, чтобы успокаиваться у нее» 

(Коран, 7:189)

«Аллах дал вам из вас самих жен, и дал вам от ваших жен и детей и внуков и оделил вас благами. Так неужели же в ложь они веруют, а в милость Аллаха не веруют?» 

(Коран, 16:72)

Исламские ученые, объясняя эти аяты, полагают, что нет текстов, ни древних, ни новых, которые бы рассматривали человеческую природу женщин во всех ее аспектах с такой лаконичностью, выразительностью, глубиной и свежестью, как это представлено в Коране.

В отличие от христианства и иудаизма, ислам не обвиняет женщину в грехопадении Адама. В Коране об этом не говорится ни слова. Более того, всю вину и ответственность Всевышний возлагает на Адама:

«Прежде Мы (Аллах) заключили завет с Адамом, но он запамятовал, и Мы не нашли у него твердой воли. Вот сказали Мы ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Они пали ниц, и только иблис (сатана) отказался. Мы сказали: «О Адам! Это — враг тебе и твоей жене. Пусть же он не выведет вас из Рая, а не то ты станешь несчастным. В нем ты не будешь голодным и нагим. В нем ты не будешь страдать от жажды и зноя». Но иблис стал нашептывать ему и сказал: «О Адам! Показать ли тебе дерево вечности и непреходящей власти?» Они оба поели с него, и тогда им стали видны их срамные места. Они стали прилеплять на себя райские листья. Адам ослушался своего Господа и впал в заблуждение»

(Коран, 20:115-121)

Многоженство в мировых религиях

Другой немаловажный вопрос будоражащий воображение современных обывателей — это вопрос многоженства, или полигамии. В энциклопедии Брокгауза-Ефрона читаем: «Полигамия — многоженство: обычай, существовавший у большинства народов во всех частях света и существующий еще местами и теперь, как у менее культурных племен Африки, Меланезии, Америки и т. д., так и у более культурных, исповедующих ислам и буддизм народов Азии и Африки. Обыкновенно, полигамия является привилегией более знатных, богатых или храбрых, и по отношению к ним является — по крайней мере, первоначально, а фактически (например, у султанов, шахов и т. д.) еще и теперь — неограниченной; но впоследствии обычай, переходящий в закон, большею частью ограничивает полигамию известным числом жен (напр. у мусульман — четырьмя). У индусов закон ввел моногамию только у судров, людей низшего и бедного класса; в касте ваисиев можно иметь 2 жены, в касте воинов — 2 или 3, в касте браминов — до 4. Из Библии известно, что жены патриархов сами сводили своих мужей с наложницами». Как видно из этого определения многоженство было распространено во многих человеческих обществах.

Талмуд рекомендует иметь не более четырех жен. Среди европейских евреев многоженство было распространено вплоть до XVI в. У восточных евреев многоженство существовало до тех пор, пока они не эмигрировали в Израиль, где оно запрещено гражданским законодательством. Однако религиозный закон, в ряде случаев имеющий преимущество перед гражданским, допускает наличие у одного человека нескольких жен.

Библия в свою очередь отнюдь не запрещает многоженство, напротив Ветхий Завет подчеркивает законность полигамии.

«И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены сердце его»

(3 Царств 11:1-3)

И о царе Давиде говорится, что у него было множество жен и наложниц:

«И взял Давид еще наложниц и жен из Иерусалима, после того, как пришел из Хеврона»

(2 Царств 5:13)

Единственное ограничение, касающееся многоженства, состоит в запрете брать в жены сестер:

«Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее»

(Левит 18:18)

А что же Новый Завет? Как отмечает отец Юджин Хиллман в своей книге «Новый взгляд на многоженство», «…нигде в Новом Завете нет явного указания на то, что брак обязательно должен быть моногамным, или какого-либо предписания, запрещающего многоженство». Более того, Иисус (мир ему) не выступал против полигамии, хотя она была распространена среди евреев в его эпоху и в том обществе, где он жил. В то же время выдающийся церковный деятель, богослов, христианский писатель, Отец и Учитель Церкви Св. Августин (Аврелий Августин (354-430 гг.)) писал: «Сейчас, в наше время и согласуясь с римским обычаем, не допускается более брать себе вторую жену». Фактически Римская Церковь запретила полигамию, стремясь согласовать положение с нормами греко-римской культуры, которые предписывали иметь одну законную жену, допуская, в то же время, институт наложниц и проституцию. Осознавая не каноничность данного запрета, африканские церкви и африканские христиане часто напоминают своим европейским братьям, что запрет на полигамию является не исконно церковно-христианским установлением, а всего лишь определенной культурной традицией.

Коран также допускает многоженство, однако, не без ограничений:

«Если опасаетесь вы, что не сможете быть справедливыми с сиротами [находящимися на иждивении вашем], то женитесь на [других] женщинах, которые нравятся вам, — на двух, трех, четырех. Если же опасаетесь вы, что не сможете заботиться о них (т. е. о женах) одинаково, то женитесь на одной»

(Коран 4:3)

Таким образом, именно Коран, в противоположность Библии, ограничивает максимальное количество жен четырьмя при строгом условии справедливого отношения к женам и равноправия между ними. Но не следует понимать это так, что Коран поощряет многоженство или рассматривает его как идеал, Коран допускает или позволяет многоженство, не более того.

Еще один немаловажный вопрос, о котором забывают все, кто начинают обсуждать вопрос многоженства это то, что многоженство в исламе требует взаимного согласия. Никто не имеет права принудить женщину выйти замуж за женатого мужчину. Более того, женщина может поставить своему мужу условие не брать себе вторую жену. Библия, напротив, в некоторых случаях навязывает многоженство. Так, согласно Ветхому Завету, бездетная вдова должна выйти замуж за брата своего мужа, даже если он уже женат, причем независимо от ее согласия:

«И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его» 

(Бытие 38:8-10)

Следует также отметить, что в большинстве мусульманских стран многоженство представляет собой довольно редкое явление, а количественная разница между мужчинами и женщинами не столь велика. Можно с уверенностью сказать, что полигамные браки в мусульманском мире гораздо более редки, чем внебрачные связи на Западе, где де-юре отказываются от многоженства, де-факто давно с этим смирились.

Хиджаб

Наконец, следует пролить свет на самый яркий, с точки зрения Запада, символ угнетения и дискриминации женщин — Хиджаб, или головное покрывало. Действительно ли в иудео-христианской традиции отсутствует такое явление, как покрывание головы женщинами? Как указывает профессор библейской литературы раввин Менахем Брайер в своей книге «Еврейская женщина в раввинистической литературе», у евреев было принято, чтобы женщина появлялась в общественных местах не иначе, как с покрытой головой, а иногда даже целиком закрывая лицо и оставляя открытым один глаз. Автор приводит слова одного из древних учителей: «Не годится дочерям Израиля выходить с непокрытой головой». «Да будет проклят тот мужчина, который позволяет своей жене показывать ее волосы… женщина, которая выставляет напоказ свои волосы в качестве украшения, приносит бедствия».

Раввинистическое право запрещает произносить славословия Богу или молитвы в присутствии замужних женщин с непокрытыми головами, поскольку женщина с открытой головой считается «нагой». При этом покрывание головы не всегда рассматривалось как признак скромности. Иногда головное покрывало в гораздо большей степени символизировало высокий статус женщины, ее знатность, ее недоступность как признак благочестия ее мужа. Женщины из низших слоев часто носили головное покрывало, чтобы произвести впечатление обладания более высоким социальным статусом.

В Европе еврейские женщины продолжали покрывать голову вплоть до XIX в., когда их жизнь стала более тесно связанной с окружавшей их светской культурой. Некоторые еврейские женщины стали тогда носить парик в качестве своеобразного головного покрывала. Сегодня, даже наиболее набожные из них не покрывают голову уже и в синагоге, однако, некоторые, например, представительницы хасидов (религиозно-мистическое течение в иудаизме), продолжают носить парик.

Что касается христианства, то известно, что католические монахини испокон веков покрывали голову. Весьма интересны высказывания Св. Павла в Новом Завете относительно покрывания головы женщинами:

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава — Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головою, постыжает свою голову; и всякая жена, молящая или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая; ибо, если жена не хочет покрываться, пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа»

(1 Коринфянам 11:3-9)

Из всего вышесказанного следует, что обычай покрывать голову женщинам, не был изобретен исламом. Однако он был поддержан исламом. Коран настаивает на том, чтобы верующие женщины, проявляя скромность и целомудрие, закрывали голову, грудь и шею:

«… Скажи (О, Мухаммад) верующим женщинам, чтобы отводили они взоры в сторону [от того, что недозволенно им] и оберегали целомудрие свое. Пусть не выставляют напоказ прикрас своих, за исключением тех, что обычно остаются неприкрытыми (т. е. лица, ладоней и стоп); пусть закрывают покрывалами вырез на груди…»

(Коран 24:30-31)

«О Пророк! Скажи женам своим, дочерям своим и женщинам мужчин верующих, чтобы лучше укутывались они в одеяния свои. Так легче будет отличить их [от служанок и рабынь], и тогда не подвергнутся они унижениям каким-либо»

(Коран 33:59)

Единственной причиной предписания женщинам покрывать голову, тело является их защита. В отличие от христианства, покрывало в исламе не является знаком мужской власти над женщиной; в отличие от Иудаизма, оно не является знаком особой выделенности знатных замужних женщин. В результате этого краткого обзора становится очевидным тот факт, что ислам определил особенное положение женщине в обществе. Возвеличил ее в качестве, сестры, дочери, жены, матери. А все безосновательные упреки в адрес ислама не более чем «мифы», которые при детальном рассмотрении не выдерживают элементарной критики.

Эльдар Зиганшин.
Специально для сайта «www.whyislam.ru — Почему Ислам?»