С именем Аллаха Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам. В достоверном хадисе, который приводится в сборнике аль-Бухари «ас-Сахих», переданном от Абу Хурайры от пророка (мир ему и благословение Аллаха), говорится:

ما أنزل الله داءً إلا أنزل له شفاء

«Какую бы болезнь ни послал Аллах, Он обязательно посылает и исцеление от неё»[1].

В сборнике «ас-Сахих» Муслима сообщается от Джабира ибн Абдуллы, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لكل داءٍ دواء, فإذا أصيب دواء الداء برأ بإذن الله

«У каждой болезни есть лекарство, и если лекарство подошло к болезни, то человек исцелится с позволения Аллаха» [2].

В сборнике «аль-Муснад» имама Ахмада приводится хадис от Усамы ибн Шариика, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

،إن الله لم ينزل داء إلا أنزل له شفاء .علمه من علمه، و جهله من جهله

«Какую бы болезнь ни послал Аллах, Он обязательно посылает и исцеление от неё, кто-то знает о нём, а кто-то не знает»[3].

В другом риваяте говорится:

إن الله لم يضع داء إلا وضع له شفاء, أو دواء, إلا داء واحدا

«Аллах не дает никакой болезни, не дав исцеления от неё или лекарства, кроме одной».

Сподвижники спросили: «О посланник Аллаха! Что это за болезнь?» Он ответил: 

«Это старость» (الهرم).

Ат-Тирмизи сказал, что это достоверный хадис.[4]

Эти хадисы говорят как о болезнях сердца и духа, так и о болезнях  тела, и методах лечения этих болезней. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал невежество болезнью, а спрашивание учёных назвал лекарством от этой болезни. Абу Дауд в своём сборнике «ас-Сунан» приводит хадис от Джабира ибн Абдуллы, который сказал: 

«Мы вышли в поход, и в одного нашего человека попал камень, который разбил ему голову. Затем у него случилась поллюция, и он спросил своих товарищей: «Знаете ли вы об облегчении для меня, могу ли я совершить обтирание песком (тайаммум)?», они сказали «Мы не знаем никакого облегчения для тебя, ведь ты в состоянии умыться водой». Затем человек искупался и умер, а когда мы вернулись к пророку (мир ему и благословение Аллаха) ему было доложено о случившемся, на что он сказал:

قَتَلُوهُ قَتَلَهُمُ اللَّهُ أَلاَّ سَأَلُوا إِذْ لَمْ يَعْلَمُوا فَإِنَّمَا شِفَاءُ الْعِىِّ السُّؤَالُ إِنَّمَا كَانَ يَكْفِيهِ أَنْ يَتَيَمَّمَ وَيَعْصِبَ عَلَى جُرْحِهِ خِرْقَةً ثُمَّ يَمْسَحَ عَلَيْهَا وَيَغْسِلَ سَائِرَ جَسَدِهِ

«Они убили его, разрази их Аллах! Неужели они не могли спросить, если сами не знали!? Воистину, лекарство от невежества – это только вопрос. Ему было достаточно совершить обтирание песком (тайаммум), наложить на рану повязку, протереть её и омыть остальную часть тела».[5]

В этом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что невежество – это болезнь, и лечится она вопросом. Также и сам Аллах (Велик Он и Славен) оповестил нас, что Коран является исцелением. Он сказал:

وَلَوْ جَعَلْنَاهُ قُرْآناً أَعْجَمِيّاً لَّقَالُوا لَوْلَا فُصِّلَتْ آيَاتُهُ أَأَعْجَمِيٌّ وَعَرَبِيٌّ قُلْ هُوَ لِلَّذِينَ آمَنُوا هُدًى وَشِفَاء

«Если бы Мы сделали Коран на иностранном языке, то они непременно сказали бы: «Почему его аяты не разъяснены? Неарабская речь, а говорит араб?» Скажи: «Он является верным руководством и исцелением для тех, которые уверовали» 

(Коран 41:44)

وَنُنَزِّلُ مِنَ الْقُرْآنِ مَا هُوَ شِفَاء وَرَحْمَةٌ لِّلْمُؤْمِنِينَ

«Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих» 

(Коран 17: 82)

Коран – это исцеление

Но это не значит, что только какая-то часть Корана является исцелением, весь Коран – это исцеление и милость для верующих, как об этом  говорилось в первом из приведённых аятов. Эта Книга – исцеление сердец от болезни невежества и сомнений. Из всех лекарств, ниспосланных Всевышним Аллахом, нет более универсального, более полезного и эффективного средства против заболеваний, чем Коран. В сборниках «ас-Сахих» Муслима и «ас-Сахих» имама аль-Бухари сообщается, что Абу Саид аль-Худри сказал:

«В одном из походов группа сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) тронулась в путь, и они шли до тех пор, пока не подошли к одному из кочевий арабов. Сподвижники попросили оказать им гостеприимство, но те отказались принять их. Затем вождя этого племени ужалила змея, они предприняли все необходимые меры, но ничего не помогало. Тогда они сказали друг другу: «Обратились бы вы к тем прибывшим людям, возможно, у кого-то из них есть лекарство». Тогда они пришли и сказали: «О люди! Наш вождь ужален, мы сделали всё возможное, но ничего не помогает, может, у кого-то из вас есть какое-нибудь лекарство?» Один из них сказал: «Да, клянусь Аллахом, я лечу чтением,  однако клянусь Аллахом, мы просили вас о гостеприимстве, но вы не оказали его нам, и я не буду читать, пока вы мне что-нибудь не дадите. Тогда они договорились о стаде овец, и сподвижник отправился к нему, слегка поплевывал на него и читал «Хвала Аллаху Господу миров»[6]. После этого вождь словно освободился от оков, встал и пошёл, а его болезнь полностью ушла. Он сполна отдал им то, о чем они договорились. Один из сподвижников сказал: «Разделите это [как трофеи]», но тот, кто читал, сказал: «Нет, мы не сделаем этого, пока не придём к пророку (мир ему и благословение Аллаха)  и не расскажем, что произошло, и посмотрим, что он нам велит». Когда они пришли и рассказали ему о происшедшем, он сказал: 

«Откуда ты знал, что чтение этой суры лечит?» 

Затем он сказал: 

«Вы добыли это, разделите это [как трофеи] и выделите и мне полагающуюся часть»[7].

Это лекарство оказало воздействие на данную болезнь и искоренило её, словно её и не было, при том, что данное лекарство – самое легкое и доступное из всех, и если человек умеет лечиться Фатихой, то достигает удивительных по своей эффективности результатов в лечении болезней.

Случилось так, что однажды, находясь в Мекке, я[8] сильно заболел, и не было возможности воспользоваться услугами врача. Также у меня не было лекарств, и я лечился чтением аль-Фатихи. Я увидел её удивительное воздействие, и каждому, кто жаловался на какое-либо недомогание, я советовал читать эту суру, и многие из них вскоре поправлялись. Существует один аспект, на который следует обратить внимание. Поминание Аллаха (зикры), чтение аятов и мольбы (дуа), которыми лечатся и которые читают над больным, уже сами по себе являются целебными, но они требуют того, чтобы объект лечения принял их, а также того, чтобы тот, кто лечит, обладал сильным стремлением и воздействием. И если исцеление не наступает своевременно, то это либо из-за слабости воздействия лекаря, либо из-за неприятия больного, или же из-за какого-то сильного фактора, находящегося в нем и препятствующего действию лекарства. Это подобно тому, как обстоит дело и с обычными лекарствами и болезнями.

Обычные лекарства также могут не оказывать воздействия по причине их неусваиваемости природой или по причине какого-то существенного фактора, препятствующего их воздействию. Если же природа полностью усвоила данное лекарство, то организм получит лечение в той мере, насколько усвоилось лекарство. Также и с человеческим сердцем: если оно полностью воспринимает чтение целебных и оберегающих молитв, а человек, читающий их, имеет душу, обладающую воздействием и целеустремлённостью, то эти молитвы обязательно искоренят болезнь. Также и мольба к Аллаху (дуа) – это одно из сильнейших средств для достижения желаемого и для защиты от всего негативного.  Но иногда действие мольбы может задерживаться либо из-за проблем с самой молитвой (например, если Аллах не любит эту молитву по причине её греховности), либо из-за слабости сердца (когда оно не направлено к Аллаху, не сконцентрировано на Нём во время просьбы), и тогда мольба (дуа) подобна луку с обветшалой тетивой, стрелы которого вылетают на очень короткое расстояние. 

Также могут существовать и другие причины, мешающие  получить ответ на молитву, такие как употребление в пищу запретного, притеснение, ржавчина на сердцах, возникающая от грехов, беспечность в отношении религии, следование страстям, занятость бесполезными делами и увеселениями. В сборнике аль-Хакима «аль-Мустадрак» сообщается со слов Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أدعوا الله و أنتم موقنون بالإجابة, و اعلموا أن الله لا يقبل  دعاء من قلب غافل لاه

«Взывайте к Аллаху, будучи уверенными в том, что получите ответ, и знайте, что Аллах не принимает молитву, исходящую из отвлечённого и беспечного сердца».[9]

Молитва – это полезное лекарство, которое способно одолеть любую болезнь, однако сердце, небрежное по отношению Аллаху, способно развеять силу этой молитвы. Также поедание того, что запрещено Аллахом, уничтожает силу молитвы или ослабляет её, как говорится в хадисе, приводимом в сборнике «ас-Сахих» Муслима от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: 

«О люди! Воистину, Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. И воистину, Аллах повелел верующим то же, что повелел и посланникам, и сказал:

يَا أَيُّهَا الرُّسُلُ كُلُوا مِنَ الطَّيِّبَاتِ وَاعْمَلُوا صَالِحاً إِنِّي بِمَا تَعْمَلُونَ عَلِيمٌ

«О посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно. Воистину, Мне известно о том, что вы совершаете» 

(Коран 23: 51)

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُلُواْ مِن طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ

«О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас».

(Коран 2: 172)

Затем он привёл в пример человека, который долгое время находится в пути, волосы его растрёпаны и покрыты пылью, он протягивает свои руки к небу со словами: «О мой Господь! О мой Господь!», однако еда его запретна, питьё его запретно, одежда его запретна, и накормлен он запретным, как же будет принято от него?!» [10]

Абдулла сын имама Ахмада ибн Ханбаля, упомянул в добавлении к книге своего отца «аз-Зухд» следующее сообщение:

«Сынов Исраиля постигло бедствие, и они вышли [за пределы селения]. Аллах (Велик Он и Славен) ниспослал откровение их пророку, чтобы тот оповестил их: «Вот вы выходите в поле, а тела ваши в нечистотах, возносите ко Мне руки свои, которыми вы проливали кровь, и вы набивали свои дома запретным! И всё это теперь, когда Гнев Мой разразился на вас? Вы не прибавляете Мне ничего, кроме Гнева»[11].

Абу Зарр аль-Гифари говорил: 

«Если мольба (дуа) совершена с благочестием, то её достаточно и в том количестве, сколько будет достаточно соли в пище»[12].  

Из книги «Аль-Джаваб аль-кяфи лиман Сааля `ан  ад-дава аш-шафи» (Исчерпывающий ответ для тех, кто спрашивает о целебном лекарстве) Автор: Имам Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Айюб, известный как ибн Кайим аль-Джаузийя.

Перевёл: Абу Ясин Редакция: сайт Whyislam.ru

  • [1] Этот хадис привёл аль-Бухари (5354).
  • [2] Этот хадис привёл Муслим (2204).
  • [3] Этот хадис привёл Ахмад в «аль-Муснаде» (4/278).
  • [4] Этот хадис привели ат-Тирмизи (2038), Абу Дауд (3855), ибн Маджа (3436), аль-Бухари в сборнике «аль-Адаб аль-муфрад» (291).
  • [5] Этот хадис привел Абу Дауд (336).
  • [6] Т.е. суру «аль-Фатиха».
  • [7] Этот хадис привели аль-Бухари (5417) и Муслим (2201).
  • [8] Это слова автора данных строк, т.е. ибн аль-Кайима (да одарит его Аллах своей милостью).
  • [9] Этот хадис привёл аль-Хаким в книге «аль-Мустадрак»(1/493).
  • [10] Этот хадис привёл Муслим (1015).
  • [11] См: «аз-Зухд» имама Ахмада ибн Ханбаля (1/176).
  • [12] См: «аз-Зухд» имама Ахмада ибн Ханбаля (2/77) и «Сыфату ас-сафва» (1/593).