Арабы (часть вторая)

Арабов условно делят на три основные группы: бедуины (кочевники), феллахи (сельские жители) и оседлые жители городов. Две последние подгруппы свойственны практически всем современным обществам. И они подвергаются общим цивилизационным процессам, как урбанизация и технологизация. Часть сельских жителей уезжают в города, где есть работа, возможность получить образование, доступ к развлечениям и благам цивилизации. Хотя при всём этом доля сельских жителей остается довольно высокой (до 70%). Также, с другой стороны есть серьезные климатически вызовы, вынуждающие переселяться сельских жителей в города. И это, в первую очередь, глобальное потепление, увеличение площади пустынь и уменьшение пахотных земель, уменьшение водных ресурсов в связи с вышеуказанными причинами, а также как следствие строительства дамб и гидростанций (катастрофа последнего ярко проявилась в Сирии, когда из-за строительства в Турции большого количества гидроэлектростанций, жители Сирии и Ирака получали опустошенные и безжизненные районы, где невозможно было жить и они массово переселялись в города, что повлекло за собой соответственное социальное напряжение). Поэтому, этот процесс урбанизации, в принципе, глобальный, плюс на Ближнем Востоке он обостряется, ко всему, дополнительными климатическими, экономическими, религиозными и социальными факторами. Сельские арабы, само собой, в основном, занимаются сельским хозяйством, выращиванием пшеницы, фруктов, овощей, занимаются животноводством. Из-за жаркого климата в сельской местности придумана сложная система ирригации из каналов и шлюзов, берущих воду из рек.
Городские жители живут в больших городах, таких как Каир, Бейрут, Багдад, Дамаск. Старый арабский город сегодня сохраняется практически в неизменном виде только в Сане (Йемен), в большинстве остальных городов есть «старые кварталы», где сохранена архитектура, устройство, быт и дух средневековья. Много где уже стала нормальной эклектика, когда соединяется модерн с древними памятками архитектуры. Очень сильно арабские города выросли в 20 веке, основным поставщиком, конечно же, была арабская деревня. Для арабского города характерна тесная застройка и узкие улочки. Зачастую город поделен на кварталы по религиозному или этническому принципу, или же по особенности ремесленнической деятельности. Основу архитектурного ансамбля города, его сердцевину, составляли культовые сооружения: мечети, медресе.
Что же касается бедуинов, то некоторые из исследователей вообще склоны сегодня выделять их в отдельный народ. Правильней же сказать, что бедуины сегодня представляют собой субэтнос арабской нации со свое культурой, диалектами, нравами и обычаями. Они особо колоритны и сильно отличаются от других арабов, как деревенских, так и городских. Эти люди осознанно выбрали жизнь в пустыне, отказавшись от благ цивилизаций, они уже тысячелетиями живут традиционным укладом, мало что изменяя в нём: также как и тысячи лет назад живут в палатках, выпасают стада верблюдов и овец, кочуют с одной местности в другую. Их рацион тоже практически не поменялся за тысячи лет, скудная лепёшка, сыр, чай и, конечно же, арабское кофе. Бедуины очень выносливы, ведь такими их делают суровые условия кочевой жизни в пустыне. Также смелы и храбры, воинственны, часто происходят стычки между различными бедуинскими племенами за воду, выпасы для скотины или по другим причинам. Уровень грамотности среди бедуинов очень низок, многие не умеют читать и писать. Сегодня арабы-бедуины в основном живут в Сахаре, Сирийской пустыне, в пустынях Аравийского полуострова, на Синае, в Ливии и в других местах. Общее их количество на сегодняшний день составляет 4-5 млн. человек. Образ бедуинов сильно романтизирован как восточной, так и западной литературой как образ «истинных» арабов, в этом есть доля правды, а есть и неправда, так как современность, конечно же, влияет на образ жизни даже таких консервативных народностей как бедуины (к примеру, сейчас бедуины широко используют современные транспортные средства, автомобили и мотоциклы, для кочевания).
Арабы живут как племенное образование (кабиля). Это понятие размывается, хоть и сохраняется, в большей степени у городских арабов, более сильно в сельских, и, конечно же, у бедуинов оно выражено сильнее всего, на нём строится вся социальная жизнь: заключение браков, перемещение и переселение, хозяйство и так далее. Можно со смелостью сказать, что это племенное устройство у арабов, как его назвали западные исследователи – трайбализм (от англ. «tribe» - племя) является центральным институтом социально-политического устройства. Иногда об этом говорят, иногда умалчивают, но суть в том, что зачастую это главный фактор в вопросах семьи, работы, войны и мира.
Вообще арабы достаточно многочисленны и на сегодняшний день составляют около 430 млн. человек, являясь, таким образом, одним из главнейших этносов современного мира. Они живут, в основном, на Севере Африки, на Аравийском полуострове, в Сиро-Палестинском регионе (Левант), Междуречье. Также, сегодня много арабов мигрируют в Европу, Америку и другие страны мира, создавая сильные и крупные диаспоры, которые, как правило, мало ассимилируются и сохраняют свою культуру. (Продолжение следует…)
Автор статьи: Демур Игорь