Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Царю Судного дня. У него мы просим прощения за наши грехи, его мы восхваляем и на него мы уповаем, и к нему наше возвращение. Поистине, кого Аллах (Свят он и Велик) поведет прямым путем, того никто не сможет сбить с прямого пути. Кого же Аллах (Свят Он и Велик) введет в заблуждение, то не найдете ему наставника. Мир и благословение лучшему из людей, Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), и всем тем, кто последовали за ним до Судного Дня.

Всевышний Аллах сказал в Коране:

لَيْسُوا سَوَاءً مِّنْ أَهْلِ الْكِتَابِ أُمَّةٌ قَائِمَةٌ يَتْلُونَ آيَاتِ اللَّهِ آنَاءَ اللَّيْلِ وَهُمْ يَسْجُدُونَ

يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَيُسَارِعُونَ فِي الْخَيْرَاتِ وَأُولَئِكَ مِنَ الصَّالِحِينَ

وَمَا يَفْعَلُوا مِنْ خَيْرٍ فَلَن يُكْفَرُوهُ

«Не все они (люди Писания) одинаковы. Среди людей Писания есть праведные люди, которые читают аяты Аллаха по ночам, падая ниц. Они веруют в Аллаха и в Последний день, велят творить одобряемое, запрещают предосудительное и торопятся совершать добрые дела. Они являются одними из праведников. Какой бы добрый поступок они ни совершили, ничто не будет отвергнуто от них»

(сура 3, аяты 113-115)

В этих аятах Аллах говорит, что среди людей Писания есть те, которые уверовали. В кого же они уверовали эти люди Писания? Они уверовали в Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Эти люди Писания не поступали так, как их единоверцы. Иудеи посчитали пророка Ису (мир ему) лжецом, они не уверовали ни в него, ни в пророка Мухаммада. Или как это сделали христиане, которые не уверовали в пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Но часть из них уверовала, первосвященники иудейские и христианские монахи, среди них были те, кто следовал за предыдущими Писаниями и посланниками. Они были на истине, они были на единобожии, и когда до них дошло новое Послание, они последовали за ним. Всевышний Аллах похвалил таких людей и прославил таких людей.

За что Он пообещал им даровать двойную награду? Ведь Всевышний Аллах Мудрый и Справедливый. Он не дает пропасть награде тех, кто ее заслуживает. Всевышний Аллах пообещал двойную награду тем, кто уверовал в своего пророка и последовал за ним, и уверовал в пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), как в последующего пророка. Первую награду человек получит за веру в пророка предыдущего, пророка Ису (мир ему), вторую награду он получит за свою веру в пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Потому что такой человек стремится к истине, он ищет истину, где б она не была. Целью такого человека является довольство Аллаха. Он не следует за своим народом, он не исповедует их религию только потому, что он родился и вырос здесь, его интересует истина, интересует довольство Аллаха. Человек, который будет искать истину, желая при этом Лика Аллаха, и желая, чтобы Аллах был им доволен, непременно найдет эту истину.

Всевышний Аллах сказал в Коране:

وَالَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِمَا أُنزِلَ إِلَيْكَ وَمَا أُنزِلَ مِن قَبْلِكَ وَبِالْآخِرَةِ هُمْ يُوقِنُونَ


«…которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни»

(сура 2, аят 4)

Именно таким людям Аллах (Свят Он и Велик) уготовил двойную награду. Ведь они не родились мусульманами, они искали истину и нашли ее. И таких примеров было много.

И одним из таких людей был Салман аль-Фариси. Сначала он был огнепоклонником, потом христианином. Когда его учителя-священники сказали, что сейчас в мире не осталось тех, кто стоит на том, что и они, то отправили его в какую-то местность ожидать пророка. Он пошел, потому что желал истины, и он дождался этого Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Еще одним таким примером является Абдуллах ибн Салям, который был иудейским первосвященником. Он знал, что должен появиться пророк. Люди Писания знали описание пророка, который должен прийти. Они знали, что Пророк пришел с истиной, поскольку он подтверждал то, что было у них, подтверждал предыдущих пророков и посланников, подтверждал их Писания. Они находили в своих Книгах, что должен явиться пророк, поэтому они последовали за ним. И эти верующие стремились к истине, не смотря ни на что.

Итак, первое качество верующих – это стремление к истине и поиск истины.

Далее Всевышний Аллах говорит:

يَتْلُونَ آيَاتِ اللَّهِ آنَاءَ اللَّيْلِ وَهُمْ يَسْجُدُونَ

«Среди людей Писания есть праведные люди, которые читают аяты Аллаха по ночам, падая ниц»

(сура 3, аят 113)

В этом аяте Всевышний Аллах указывает, что одним из качеств верующих является то, что они выстаивают ночную молитву как в Рамадан, так и в другие месяцы.

Далее Всевышний Аллах говорит:

يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ

«Они веруют в Аллаха и в Последний день» 

(сура 3, аят 114)

Какое бы благое дело не совершал человек, если это дело не будет основываться на вере, на убежденности, то оно не принесет никакой пользы. Смысл не в виде деяния, а смысл в намерении, в целях, ради кого ты это делаешь, к чему стремишься. Если человек обладает таким качеством, как вера, то он уже достиг великого преуспеяния.

Верующие люди не останавливаются только на себе, они призывают к одобряемому и запрещают порицаемое. Они это делают, так как хотят блага, как для себя, так и для остальных людей. Порицаемое – является великим злом, поэтому верующие сторонятся его сами, и запрещают это другим. Они призывают своих братьев оставить это, так как хотят своим братьям того же, что и себе. Верующий должен приносить пользу и своим братьям. Если верующий видит в братьях какой-то недостаток или видит, что что-то принесет им зло, он должен предостерегать их от этого.

Несомненно, это является повелением Всевышнего Аллаха, и это подчинение Аллаху. Это благо для человека, как в этой жизни, так и Следующей. Итак, еще одно качество верующего – призывать к одобряемому и запрещать порицаемое. Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Тот из вас, кто увидел порицаемое, пусть изменит его своей рукой. Если он не сможет изменить это своей рукой, то пусть изменит это своим языком. Если же он не сможет изменить это своим языком, то пусть изменит хотя бы сердцем. И это является самым малым проявлением веры».

Как пришло в другом риваяте этого хадиса:

«Если человек не останавливает порицаемое хотя бы языком, то у такого человека нет веры и на вес горчичного зерна».

Поэтому верующие должны повелевать одобряемое и порицать порицаемое по мере своей возможности. Хотя бы сердцем. Если ты видишь что-то порицаемое и не можешь это остановить рукой, то останови хотя бы языком. Если ты понимаешь, что от этого будет еще большее зло, или ты боишься за себя, то хотя бы порицай в сердце. В этом вопросе тоже должна быть мудрость, хорошее увещевание и подход. Если для человека все равно добро или зло, верующие и неверующие для него равны, праведники и грешники равны, то пусть он побоится за свою веру. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отрицает наличие веры у такого человека.

Далее Аллах говорит:

وَيُسَارِعُونَ فِي الْخَيْرَاتِ

«… и торопятся совершать добрые дела»

(сура 3, аят 114)

Одно из качеств верующих то, что они спешат в совершении благих дел. Ты увидишь их всегда в первом ряду на молитве, они приходят до азана, они приходят сразу после азана, на пятничной молитве они всегда среди первых. Если мусульмане нуждаются в чем-то, они всегда первые помогают им. Те же, кто не спешат делать благие дела, находятся в опасном положении, так как это один из признаков лицемеров. Как сказал Всевышний Аллах о лицемерах (мунафиках):

وَإِذَا قَامُوا إِلَى الصَّلَاةِ قَامُوا كُسَالَ

«Когда они встают на намаз, то встают неохотно»

(сура 4, аят 142)

Мусульманин всегда стремится к благому, стремится распространять благо. Если кто-то нуждается в помощи – помогите ему, если не имуществом, то хотя бы дуа. Ведь мусульмане подобны одному телу, если какую-то часть этого тела охватывает болезнь, то все тело откликается на эту болезнь лихорадкой и бессонницей. Мусульманин радуется, когда радуются мусульмане, ему больно, когда больно мусульманам, он счастлив, когда мусульмане счастливы. Кто же выискивает ошибки мусульман, их недостатки, умаляет достоинство верующих, использует это, чтобы унизить мусульман, стыдит их за это, то он обладает одним из качеств лицемеров.

Как сказал Всевышний Аллах:

إِنَّ الَّذِينَ يُحِبُّونَ أَن تَشِيعَ الْفَاحِشَةُ فِي الَّذِينَ آمَنُوا لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ

«Воистину, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни»

(сура 24, аят 19)


Да, такие люди есть. Их заботит только выискивание недостатков мусульман и их ошибок, распространение этих ошибок. Пусть такие люди побояться за себя, ведь в них есть одно из качеств лицемеров.

Мусульманин должен скрывать грехи и недостатки своего брата, если он узнал о них. Это не значит, что он должен о них молчать. Он должен говорить о них своему брату. Но говорить не с экрана телевизора, не с минбара в мечети, не на каких-то сборах – нет! Он должен делать ему наставление тайно, между собой, с мудростью и добрым увещеванием.

Настоящий верующий хочет исправлений и блага, он не хочет, чтобы ширилось нечестие на земле. Человек, который выискивает недостатки и ошибки мусульман, а потом во всеуслышание о них заявляет, утверждая, что так он порицает порицаемое, на самом деле делает еще более порицаемые вещи, чем те, кого он порицает. Мусульмане должны стремиться исправлять в первую очередь себя, а других по мере возможности.

Просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он сделал нас и вас из обладателей этих прекрасных качеств, которые мы сегодня упомянули, чтобы сделал нас из числа настоящих верующих, которые следуют истине, где б она не была, повелевают одобряемое и запрещают порицаемое.

Семнадцатый день | Девятнадцатый день

Цикл лекций «Уроки Рамадана»

Абу Закария